"ГОДА три назад от того, что здесь происходило, я бы умер прямо в кресле", - примерно так начал свое выступление на церемонии закрытия ХХIV Международного Московского кинофестиваля его президент Никита Михалков. Однако прилюдно не стал выражать свои эмоции по отношению к председателю жюри Чингизу Айтматову, оказавшемуся не в состоянии огласить имена победителей без протокола. В результате лауреатов фестиваля назвали через громкоговоритель из-под крыши зала "Пушкинский".
"Я ТАК и не понял, что здесь происходит, - сказал в результате итальянский кинорежиссер Витторио Тавиани, выйдя на сцену получить Гран-при ХХIV ММКФ за фильм "Воскресенье". - Но зато почувствовал, что нахожусь в Москве".
Впервые за последние годы в конкурсной программе закрывшегося в минувшее воскресенье кинофестиваля значилось три российских фильма. Но если "Кукушка" Александра Рогожкина ("Серебряный святой Георгий" за режиссуру и лучшую мужскую роль) лишний раз продемонстрировала высокий уровень отечественного киноискусства, то начинающий режиссер Роман Прыгунов (сын актера Льва Прыгунова, автор множества клипов к песням Земфиры и прочих наших звезд) со своим "Одиночеством крови", наоборот, этот самый уровень опустил. Гильдия критиков даже наградила фильм Прыгунова дипломом "За неоправданное присутствие в конкурсе международного кинофестиваля".
Картина другого молодого режиссера (тоже сына и тоже клипмейкера) Егора Кончаловского "Антикиллер" если и произвела на зрителей впечатление, то лишь своей затянутостью и пустотой. Даже родной дядя режиссера Никита Михалков поинтересовался после просмотра, зачем племянник снимает такие картины. "Я и сам не знаю", - ответил Егор. Приятным исключением стал дебютный фильм Филиппа Янковского "В движении", продемонстрировавший, что новые имена, пусть и со знакомыми фамилиями, все-таки появляются.
Отдельного разговора заслуживает выставленная в конкурсе ММКФ работа Киры Муратовой "Чеховские мотивы". На мой взгляд, лучше всего новый фильм показывать молодым перед походом в загс, чтобы они увидели, что их ожидает, либо тем, кого раздражает обилие счастливых лиц вокруг. После просмотра картины Муратовой желание улыбаться пропадает. В этом году устроители фестиваля не стали платить зарубежным звездам за приезд в Москву. Так что Катрин Денёв и Орнелла Мути, чьи гонорары за приезд составляют около 40 000 долларов, на этот раз остались дома.
Звезды в бане
В МОСКВЕ знаменитостей хватило и без них. Актриса Жаклин Биссет (бывшая, кстати, гражданской женой известного танцовщика Александра Годунова) с удовольствием посетила один из столичных рынков и была удивлена низкими, по сравнению с США, ценами на хлеб и мясо. Обладательница премии "Оскар" Холли Хантер в Москве успела сходить в русскую баню. Обладатель приза им. Станиславского "Я верю" (в прошлом году его лауреатом стал Джек Николсон) Харви Кейтель скупал на вернисаже в Измайлове картины московских художников и проводил время в обществе Олега Табакова, вместе с которым снимался в картине "Мнение сторон". Олег Павлович, играющий роль советского полковника, на экране довольно прилично говорит на английском языке и так аппетитно поглощает вареные яйца с икрой, что Кейтель не упустил возможности пообедать с Табаковым и в Москве. Хотя главной трапезой для зарубежных гостей стал, конечно же, обед с президентом Путиным, состоявшийся за несколько часов до закрытия ММКФ.
Лесбиянки на коне
К НЕСОМНЕННЫМ достоинствам фестиваля следует отнести наличие, пусть и не в конкурсе, интересных и достойных картин. Ради этого, собственно, во всем мире и затеваются подобные мероприятия. Чего стоят хотя бы "Человек без прошлого" Аки Каурисмяки и "Поговори с ней" Педро Альмодовара - их показали в рамках программы "АиФория", организованной Издательским домом "Аргументы и факты", агентством "Интерсинема-Арт" и кинотеатром "Ролан".
Одной из главных сюжетных линий во многих фильмах ММКФ стала женская любовь ("Отель", "Роковая женщина", "Япония", "Мальчики Венеры"). В нашумевших "8 женщинах" Франсуа Озона страстный поцелуй Катрин Денёв и Фанни Ардан вообще сразил зрительный зал наповал. А одна из героинь японского фильма "Синева" Микако Итикава (на фото), по сценарию влюбленная в свою подругу, стала лауреатом в номинации "Лучшая женская роль". Так что лесбиянки на нынешнем ММКФ были на коне.
Но главный вопрос, поднимаемый почти во всех представленных на фестивале работах, не оригинален: "Зачем живет человек? В чем смысл его жизни?" И точного ответа на него пока никто не нашел. Так что продолжение следует.
Смотрите также:
- Родион Нахапетов: "Эрик Робертс просил сохранить ему жизнь" →
- Катрин Денев: снежная королева →
- Киркоров пошел на мыло →