"Детское" кино

   
   

КОНЧАЛОВСКИЙ, Янковский, Прыгунов... В последнее время зрители то и дело натыкаются на знакомые фамилии в титрах новых российских фильмов. Только имена другие. Все они - повзрослевшие дети своих знаменитых родителей, режиссеров и актеров. И возникает вполне естественный вопрос: передаются ли по наследству гены таланта? И что нового несет это поколение?

ЕСЛИ заглянуть в историю и расширить географию, можно увязнуть во множестве театральных и кинематографических династий. Самые яркие примеры: Винсенте Миннелли и Джули Гарленд - их дочь Лайза Миннелли; французский актер Бернар Блие - его сын режиссер Бертран Блие. В СССР поначалу ставка делалась на новые пролетарско-крестьянские кадры и артистическая семейственность не поощрялась. Но уже во втором поколении "пролетариев" появляются наследственные артистические "принцы" и "принцессы" - Павел Чухрай, Наталья и Федор Бондарчук, Мария Шукшина. Не будем забывать и того, что многие наши режиссеры-классики (Тарковский, братья Михалковы, не говоря об Эйзенштейне, сыне рижского архитектора) вышли из элитарных художественных семей.

В какой-то момент клановая порука соединилась с партократической системой "неприкасаемых", и талант перестал быть критерием. Именно против такого положения вещей выступили активисты кинематографической перестройки. Если бы не она, "поколение Икс" с помощью семейных связей вошло бы в режиссуру гораздо раньше. А вот эффективнее ли? Трудно сказать. Так или иначе, детям Бондарчука, Михалкова, Кончаловского и других "мастодонтов" пришлось почти 10 лет заниматься клипмейкерством. Что при кризисе киноиндустрии стало неплохим источником обогащения и легко вписало "поколение" в модную тусовку. Войдя в возраст тех, кому за 30, многие из "поколения" все же пришли в традиционную режиссуру. И сделали не самые худшие фильмы сегодняшнего кинорепертуара. "В движении" - режиссерский дебют Филиппа Янковского - уже назвали русским римейком "Сладкой жизни" Феллини. Константин Хабенский выразительно играет в фильме циничного журналиста, втянутого в криминальные и политические разборки, запутавшегося в светских тусовках и беспорядочной личной жизни. "Антикиллер" Егора Кончаловского, снятый по роману Корецкого о борьбе ростовских мафиозных кланов, стал прокатным рекордсменом и позабавил эстетов энергичной имитацией жестоких дальневосточных боевиков. "Одиночество крови" Романа Прыгунова было подвергнуто критике за выхолощенность сценария. С этим трудно спорить, но справедливость требует признать, что в этом триллере "а-ля Дэвид Линч" интересно выстроено изображение, есть атмосфера и хорошо играет Ингеборга Дапкунайте.

Проблема в том, что даже эти лучшие фильмы "поколения" трудно признать открытиями. Все они - попытки повторить, имитировать уже известные в мировом кино сюжеты, жанры и стили. А повторение, как известно, всегда слабее оригинала. К тому же тени незабытых предков неизбежно повышают планку требований, склоняют к сравнениям. Быть сыном или дочерью знаменитости совсем не обязательно сладко - тем более что многие из них вырастают в разведенных и неполных семьях. Так что "детское" кино у нас есть, даже если порой оно кажется недостаточно зрелым. А в том, что в искусстве необходим приток свежей крови, пожалуй, можно согласиться с большевиками.

Смотрите также: