Последняя жертва Бориса Немцова

   
   

ПОЛИТИЧЕСКАЯ система России внешне приобрела вид монолита. Причина - кажущийся возврат к советской модели единства исполнительной и законодательной властей. В партийном хоре несколько выделяется Б. НЕМЦОВ, продолжая оставаться если не бескомпромиссным критиком, то заметным фрондером. Предлагаем его беседу с главным редактором "АиФ" Н. ЗЯТЬКОВЫМ.

- БОРИС Ефимович, ваша позиция по Чечне заметно меняется. Года два назад вы хотели разделить стеной ее южную и северную части. Сегодня вновь говорите о переговорах.

- Есть формула: вести переговоры так, как будто террористов в Чечне нет, и уничтожать террористов, как будто нет переговоров.

- А с кем говорить?

- Пусть чеченцы сами их выберут на своих сходах, а Москва этим переговорщикам гарантирует неприкосновенность. Если выберут кого-то из полевых командиров, значит, надо будет разговаривать с ними. Басаева они не выберут никогда, потому что считают, что он принес много горя.

Цель переговоров - прекращение кровопролития, спокойная обстановка для проведения референдума и выборов. Они пойдут на это, потому что от войны устали все. Быть может, кроме некоторых генералов.

- Да, несколько лет назад военные говорили, что там рождается российская армия. Чечня действительно стала горнилом для новой армии?

- Армия в Чечне свою задачу выполнила. Сейчас она стоит без дела и "разлагается". Наркотики, проститутки, мародерство, воровство, продажа нелегального топлива. Сейчас идет осенний призыв, от которого по стране бегают 40 тыс. человек. Россия без армии жить не может. Единственный способ ее сохранить - профессионализация.

- А кто против?

- Противников нет. Даже генералы Генштаба - за. Но они считают, что торопиться не надо. К счастью, правительство при активном участии СПС приняло решение провести реформу в 2004-2007 годах. И министр обороны С. Иванов правильно расставил приоритеты: на контракт сначала нужно перевести боевые части - ВДВ, морскую пехоту и сухопутные войска.

Хотя первый блин получился комом. Эксперимент в 76-й воздушно-десантной дивизии по переводу ее на контрактную основу проваливается. За огромные деньги там строят "потемкинскую деревню" - квартиры для солдат. Но ни в одной армии мира солдаты не живут в квартирах. Стоимость такой реформы тянет на 400 млрд. рублей. Их нет.

Причем солдатам по-прежнему платят 3-3,5 тыс. рублей. А платить надо на 20% больше средней зарплаты по стране - более 5 тыс. рублей. Не могу сказать, что все сразу ринутся в такую армию, но желающие будут. В горячих точках надо платить 15-20 тыс. Нужна гарантия, что после службы можно будет бесплатно поступить и учиться в лучших вузах. Это привлечет толковых ребят из малообеспеченных семей. Кроме того, нужно разрешить служить в контрактной армии нашим соотечественникам из СНГ. С перспективой получения российского гражданства. Наш вариант реформы потребует 30-40 млрд. рублей дополнительно к военному бюджету.

Каток олигархии

- МОЖЕТ, поискать деньги у олигархов? Они получают сверхприбыли от продажи российских природных ресурсов за рубеж. Ресурсы, по Конституции, вроде бы общие, а деньги идут в несколько карманов. Может быть, как предлагают некоторые экономисты, взимать с них рентные платежи за природопользование?

- Экономический анализ показывает, что 5-7 олигархических кланов контролируют больше половины российского валового внутреннего продукта. При Ельцине они друг с другом ругались, боролись за расположение президента и были на виду. Когда В. Путин объявил об их равноудаленности, все подумали, что олигархи исчезли совсем. Самых "драчливых" - Гусинского и Березовского - выгнали из страны, остальные теперь "светятся" гораздо реже, пытаются не участвовать в громких скандалах. Но экономически за время правления Путина олигархи стали еще сильнее. Цена на энергоресурсы повысилась, повысилась и прибыль этих 5-7 групп, которые сделали свои миллиарды на экспорте сырья.

Теперь они скупают другие секторы экономики, создавая неестественные гигантские монополии. По росткам предпринимательства в нашей стране, по малому и среднему бизнесу сегодня ездят два катка - бюрократия и олигархический капитал. Это проблема, которая угрожает экономической безопасности страны.

Сверхприбыли действительно нужно перераспределять. Мне кажется, что обоснованнее с экономической точки зрения будет не установление рентных платежей, а введение прогрессивных пошлин на экспорт сырья. Выше цены на мировом рынке - выше пошлины.

- Борис Ефимович, но эти олигархи - спонсоры СПС. Не боитесь лишиться финансовой подпитки?

- Все партии России финансируются крупным капиталом. К счастью, СПС зависит от большого количества спонсоров и ни от кого конкретно. Олигархи в несоизмеримо большем объеме поддерживают партию власти. И здесь - реальная опасность. Вся надежда на то, что их партийные функционеры растранжирят аккумулированные на выборы деньги. Иначе появится реальная угроза политической системе - возможность государственного переворота через однопартийный парламент.

- Вы сказали о финансовой помощи олигархов партии власти. Не может это стать инструментом шантажа?

- Такой вариант не исключается.

- Какие перспективы на правом фланге?

- Нет сомнений, что СПС попадет в следующую Думу. Но иметь фракцию, в которой будет 30-40 человек, - значит слабо влиять на процесс. 10% думских голосов - мало. А когда во фракции будут 100 человек и за спиной - лучшие экономисты, юристы, бизнесмены... С такой силой нельзя не считаться.

Есть вопрос: может ли СПС или какая-то другая демократическая партия самостоятельно получить столько голосов? Ответ: нет! Поэтому моя позиция в том, что на выборы уж если не парламента, то президента нужно идти блоком демократических партий.

- Красивый план. Вы, например, готовы к тому, что единым кандидатом будете не вы?

- За мной не заржавеет. Предложение такое: президента нужно выдвинуть на конгрессе демократических сил в январе, после парламентских выборов, учитывая, сколько люди отдадут за ту или иную партию голосов. Если камень преткновения для некоторых - Немцов, ради того чтобы единый кандидат появился, готов здесь, в стенах уважаемой газеты, пойти на жертву и сделать заявление: не буду претендовать на роль единого кандидата.

Шансы на объединение я оцениваю так: 30 - за, 70 - против. Все демократы - за, против - Явлинский и кое-кто в Кремле. Партнер справа власти нужен. Идеальная для Кремля Дума - 40 человек справа, 40 - слева и центристское большинство, которое сможет принять любое решение. Это логика управляемой демократии.

И кудрявые, и рыжие - все свои

- БОРИС Березовский сегодня тоже пытается объединить оппозиционные президенту силы, в том числе и коммунистов, а не только демократов. Вам не предлагали прислушаться к его идеям или, по крайней мере, использовать для усиления демократического крыла его миллионы?

- Лучший способ похоронить дело - начать договариваться с Борисом Абрамовичем. О чем бы то ни было. Второе - я не знаю такого человека, которому он действительно дал бы денег. Я имею в виду хоть сколько-нибудь значительную сумму.

- Ну хорошо, а каковы ваши партийные шансы? Не уменьшают ли их яркие, но очень разношерстные лидеры СПС: вы, Хакамада, Чубайс, Гайдар?

- Нас объединяют идеология, вера в европейский путь России. Мы битые-перебитые и опытные. Все, что в стране происходит - и хорошего, и плохого, - сделали в основном мы. Дело вкуса, но у нас в партии очень много симпатичных людей. Например, Ирина Хакамада.

- Народ ваших отношений с ней не понимает. Вы всегда вместе...

- Как на духу: у нас с Хакамадой ничего не было. У меня проблем подобного рода в личной жизни нет и у нее тоже. Ирина - единственный в стране партийный лидер - женщина...

Сегодня очевидно, что коммунисты сильные, но они бесперспективные. Это партия вчерашнего дня. Есть партия власти, партия сегодняшнего дня. Это люди, которые не заинтересованы в переменах, в первую очередь бюрократической машины. Их главная задача - сохранить себя при власти. Но есть и партия будущего - это СПС. Мы уверены, что засидевшихся надо потихонечку теснить из кабинетов, проводя новое поколение во власть.

Конструкция достаточно гармонична: партия вчерашняя, сегодняшняя и завтрашняя. Если конструкция полноценна, общество развивается. А пока у нас сегодняшний день борется со вчерашним. Поэтому Россия почти не двигается вперед.

Смотрите также: