В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ России министерства культуры не было. Зато с тем, что сама культура была, спорить, пожалуй, никто не станет. Сегодня министерство есть, а вот с культурой в нашем Отечестве не все в порядке. Зато английский журнал "Art Review" включил министра культуры Михаила ШВЫДКОГО (единственного среди россиян) в список 100 наиболее влиятельных людей в мире искусства.
Рецепт успеха
- ПОСЛЕ распада СССР и исчезновения системы всеподавляющей цензуры казалось, что вот-вот появится новое, яркое и интересное искусство. Однако рынок заполнили в основном коммерческие, часто скандальные проекты. В чем дело?
- Когда Союз рухнул, многим людям, черпавшим вдохновение в борьбе с режимом, вдруг стало просто нечего делать. Сегодня можно все: хочешь показывать голую задницу - пожалуйста. Я как министр культуры понимаю, что наш долг - поддерживать любое начинание. Но культура, по мысли Ю. Лотмана, начинается с табу. Вопрос в том, как определить границы дозволенного и кто это будет делать. Мы ощущаем, как искусство потеряло энергию. Оно хочет либо бесконечно продаваться, либо становится вялым и безжизненным. Рецепт стопроцентного успеха прост: берем одного Николая Баскова, одну Анастасию Волочкову, ну и приглашаем Монтсеррат Кабалье на сладкое. Увы, большинство сегодняшней публики ждет от режиссеров и дирижеров, что все будет разжевано так, чтобы легче было проглотить. В такой ситуации в среде творческих людей развивается кризис. Например: к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в Минкульте была идея заказать фильм по произведениям Василия Гроссмана. Все долго ходили вокруг, но в итоге никто так и не взялся.
- Но ведь именно ваше ведомство должно находить пути выхода из культурного кризиса. Или, на ваш взгляд, в искусстве не происходит ничего такого, что стоило бы поддерживать?
- Появилось несколько очень ярких творческих личностей, но надо понимать, что одно дело - талантливые индивидуальности и совсем другое - прорыв в некое новое качество. Рискуя прослыть мизантропом, скажу: в наше время произведений искусства, которые не просто интересно, а именно важно прочесть, увидеть или прослушать, создаются единицы, а возможно, не создается вообще.
- В наши дни любой театр, музей и выставочный зал сами ищут источники финансирования и методы управления. Возникает вопрос: а нужно ли вообще Министерство культуры?
- Сегодня мы должны заниматься воспитанием. Подчеркиваю: не образованием, не развлечением, не политическими технологиями, а именно воспитанием человеческих душ - светских и некорыстных. У детей надо воспитывать эстетический, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности. Многие сегодняшние школьники хорошо информированы, но душевно неразвиты. Подростки оканчивают школу и не знают ни истории искусств, ни истории религий, ни даже нот. На сегодняшний день Министерство культуры - единственный профессиональный лоббист интересов культуры, лоббист душевного и духовного развития нации.
- Откуда вы знаете, что нужно обычным людям?
- Знаю, что мы должны помочь людям выявить их потребности. Недавно меня пригласили в сельскую библиотеку. Там выписывают две газеты: эротическую и районную. Если я скажу трактористу: "Обязательно посмотри фильм "Звезда" или прочти книгу Б. Акунина", он меня просто пошлет и будет прав как налогоплательщик, который сам может определять, что ему читать и смотреть. Но мы обязаны сделать так, чтобы ему и полезное было интересно. Вот за что я порой ненавижу свое кресло - понимаю, что результаты сегодняшней деятельности будут видны только лет через 10. Завидую своим коллегам по правительству, например, министру финансов: утром он что-то сделал, а вечером это уже в новостях.
"Тату" или Мариинка?
- БОЮСЬ, что российские дети через десять лет не будут знать, кто такие богатыри или Баба-яга. Даже в "Спокойной ночи, малыши!" сейчас показывают американские мультики.
- В данном случае экономика диктует политике. Сегодня отечественной культуре надо на порядок больше денег, чем мы имеем. Представляете себе, что будет, если запретить все голливудские фильмы? И что мы будем показывать? Я люблю советские фильмы, но ими нельзя заменить новое российское кино. Надо понимать, что сегодняшние дети - это дети новой демократической России, которая только-только обустраивается в пространстве и во времени. Поэтому недавно было принято постановление Правительства РФ об увеличении производства отечественной кинопродукции: с государственной поддержкой к 2006 году мы должны выпустить 100 игровых, 350 неигровых, 65 анимационных фильмов.
- Но ведь европейские страны тоже поддерживают свой кинематограф, однако подчас их культура почти полностью растворяется в американской. Не грозит ли подобная участь и России?
- Культурная глобализация - слишком серьезный процесс, имеющий как позитивный, так и негативный аспекты. В современном мире влияние массовой культуры испытывает любое национальное искусство, даже американское. И эта проблема грозит не только России. Современные писатели выросли на асфальте, они по-другому ощущают не только язык, но и окружающий мир. Однако не все так страшно. На мой взгляд, российская культура сильна умением взять зарубежное и превратить в свое.
- Раньше в каждом населенном пункте был хотя бы Дом культуры или клуб. Сейчас нет и этого. Не ваша ли это вина?
- Раньше культура была частью работы КПСС. Сегодня она должна провоцировать людей к самостоятельным действиям. Ну не должно государство строить дома культуры, которые будут никому не нужны. Живете вы в селе, уверены, что вам нужен этот самый клуб, готовы вы потратить муниципальный рубль - тогда и регион, и федеральный центр должны добавить средств. А вот Большой театр мы будем содержать за деньги налогоплательщиков России - это символ нашей страны.
- Не обидно ли вам, что о государстве, известном ранее как родина великих писателей, поэтов и художников, сегодня судят по таким группам, как "Тату"?
- За границей и ансамбль "Березка", и симфонические оркестры, и артисты Большого имеют бешеный успех. "Тату" заняли нишу, которая не разрабатывалась на пуританском Западе, - поющие малолетние феминистки, скажем так. Я понимаю, что страну надо представить с лучшей стороны, и скажу, что успех Большого или Мариинского театров заметнее, чем группы "Тату".
- Не поэтому ли все больше российских звезд теперь сияют не у нас, а на Западе?
- Сегодня для наших деятелей культуры открылся мировой рынок трудоустройства. Считается, что каждый 5-й струнник в ведущих оркестрах США - это выпускник российских консерваторий. Меня больше волнует, что у нас скоро некому будет учить. Последний конкурс Чайковского показал, что выигрывают дети из Кореи, Китая или Японии, у которых либо российские учителя, либо их учителям преподавали российские педагоги. Я могу утверждать, что российская система художественного воспитания сегодня лучшая в мире, но для того, чтобы эти преподаватели остались у нас работать, надо на порядок поднять им зарплату. Что мы и сделаем в этом году благодаря специальному президентскому гранту.
- Не секрет, что у вас были трения с лучшими представителями отечественной культуры. Еще не забылись скандалы с руководством Мариинки, Московской консерватории, того же Большого. Доходило до того, что вы своими приказами снимали людей с должностей.
- Да и сейчас не все гладко, возможно, что придется снять еще несколько человек. Никто не хочет открывать гнойники. К сожалению, это должен брать на себя министр. Я вмешиваюсь не в творческую жизнь коллективов. Я снимал Овчинникова с руководства Консерваторией не потому, что он - плохой пианист. Проблема в том, что прекрасные художники часто становятся плохими менеджерами. Отношения министра с деятелями культуры строятся очень сложно по одной причине: когда ко мне приходит Гергиев, Михалков или Табаков, каждый из них считает, что я - их личный администратор. И они этого заслуживают. Но моя основная цель - отстаивать интересы налогоплательщиков, а не только конкретных художников.
Лицо из телевизора
- БЛАГОДАРЯ "Культурной революции" вы стали очень популярны и близки всем слоям общества. Но разве развлекать телезрителей - это дело министра?
- Я как "Тату" - нашел незанятую нишу. Знаю, что меня как журналиста любят больше, чем как министра. Открою вам секрет возникновения "Культурной революции". Когда меня назначили министром, один умный человек сказал мне: "Министерство вам досталось хилое. Ресурсов нет, влияния тоже. Надо что-то придумать, чтобы вас стали серьезно воспринимать". Всем известно, что лицо из телевизора вызывает больше уважения и интереса. Мне ведь нужно добывать деньги, а для этого надо, чтобы секретари самых разных людей знали меня в лицо, а сами эти люди были мне рады. Мне повезло с телекомпанией "Игра", с Натальей Стеценко и с Андреем Козловым. Так родилась "Культурная революция" - к счастью, ее стали смотреть. А вообще я не вижу в этом ничего зазорного. Ведь если говорить о занятости, то все просто - я снимаю за одно воскресенье в месяц 4 программы. В это время мои коллеги ходят на лыжах, плавают в бассейне или проводят время с семьей. Я не настаиваю на том, что это мой уникальный управленческий опыт, но думаю, что для Министерства культуры он вполне пригоден.
Смотрите также:
- МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР: ОДИННАДЦАТЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ У ВЛАСТИ. Маргарет Тэтчер о самом важном в политике →
- Франко Дзеффирелли: "Футбола и вина для гордости маловато" →
- ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Новый русский меценат →