"БМВ" made in Russia

   
   

В КОНЦЕПЦИИ развития российского автопрома содержится один важный пункт: вытянуть российский автопром можно, лишь сделав его частью транснациональных корпораций. Иными словами, нас спасет отверточное производство. По пути слияния с мировыми гигантами пошли Китай, Чехия, Польша, Венгрия, Бразилия. И успешно. В нашей стране работает два подобных предприятия. Одно из них - калининградский "Автотор-холдинг" - собирает "БМВ".

В КАЛИНИНГРАД я приехала смотреть, как немцы учат наших производить хорошие машины. Русские "БМВ" делаются так: из-за границы приезжают окрашенные кузова, аккуратно запакованные в целлофан. К ним прилагаются такие же аккуратно запакованные детали. Конвейер движется медленно: 200 метров за два дня. Постепенно голый остов автомобиля обрастает деталями: по 30 тысяч позиций на кузов. В конце приемка - немецкий уполномоченный ставит свою подпись. И каждую машинку так же аккуратно и целиком заворачивают в целлофан. Все. Неужели такой ручной труд спасет российский автопром?

Мне объясняют, что собирать можно и не вручную, но автоматизация производства отсутствует из-за его объемов: всего 10 автомобилей в день. Однако на расширение производства немцы не рассчитывают: у людей в России денег нет. Калининградская "БМВ" третьей серии продается за 30 тыс. евро, "пятерка" - от 40 тыс. "Родные" германские стоили бы на десяток тысяч подороже, но германских машин у официальных дилеров нет: концерн сознательно не создает конкуренцию самому себе. Крупным заказчиком российских "БМВ" пока в основном является администрация президента.

- Это машина класса "суперлюкс". Вы понимаете? - важничает немецкий представитель Рольф Беттнер. - Она стоит очень дорого. Это жемчужина.

Наши люди