Два мира - два пожара

   
   

БЛИЖАЙШИМ западным аналогом Останкинской телебашни является "Си-эн тауэр" в канадском городе Торонто, строительство которой было завершено в 1976 г. Она выше московской башни, но ненамного: всего на 13 метров.

Бег наверх

"ПЕРВАЯ наша задача, - говорит командир пожарной бригады Роберт Хед, - спасти людей. Вторая - спасти здание".

Однажды Хед боролся с пожаром, возникшим на смотровой площадке "Си-эн тауэр" во время ее строительства. Пожарные считают, что искры от сварочного аппарата сдуло ветром на кучу стройматериалов.

Поначалу ситуация была неясна, и пожарные получили приказ добираться до огня пешком. "За 25 минут добежали! - гордо вспоминает Хед и признается: - Сам-то я не полез, молодых ребят послал. Добрались доверху, 10 минут передохнули - и за работу".

Попутно замечу, что 19 октября 1998 г. один австриец добежал до самого верха лестницы "Си-эн тауэр" за 12 минут и 35 секунд. В лестнице 1776 ступенек. Правда, он бежал налегке.

Но и пожарные, тушившие тогда огонь, не сгибались под тяжестью оборудования. Они несли с собой сравнительно короткие шланги. По канадскому закону, одновременно со строительством многоэтажного здания прокладывается вертикальная труба для воды с кранами на каждом этаже: пожарным остается только подключиться к ним, вместо того чтобы тянуть брандспойты от земли.

Все свое ношу с собой

"КАКИМИ дыхательными аппаратами оснащены ваши пожарные?" - спросил я у Хеда. "У нас их два типа, - начал он. - В одном воздуха хватает на 30 минут, в другом - на час. Когда мы работаем в тесных помещениях под землей или в высотных зданиях, можно также обеспечить непрерывную подачу воздуха через шланги, как у глубоководных водолазов".

У торонтских пожарных имеется специализированная машина, предназначенная для борьбы с огнем в высотных зданиях. Она называется Highrise-1. Среди прочего в ней находятся 12 так называемых модулей - больших заплечных сумок, с которыми пожарные могут добраться по лестнице до самых верхних этажей горящих строений. Каждая из них содержит снаряжение, для переноски которого в обычных условиях потребовалось бы два-три человека.

В одном модуле содержится мощный вентилятор, работающий на батареях от электрогенератора. В другом - электрогенератор для вентилятора. В третьем и четвертом - светильники и генератор для них. Имеются модули со средствами связи, аптечкой, шлангами и т. д.

"У нас установлена разветвленная автоматическая система пожаротушения, - говорит исполнительный директор "Си-эн тауэр" Брюс Макензи. - Она комбинированная: через разбрызгиватели может подаваться и вода, и пена. На верхушке башни расположены два огромных бака с водой. Емкость каждого - без малого 70 тыс. литров. Специальные насосы автоматически поддерживают в них уровень воды. Имеются и обычные портативные огнетушители".

По словам Макензи, обслуживающий персонал башни регулярно проверяет напор воды в пожарной трубе, годность огнетушителей и качество шлангов.

Лифты не подведут

ПО ВСЕЙ башне установлены видеокамеры, которые моментально засекут малейшие признаки огня. Охрана сидит у телемониторов круглосуточно и реагирует сообразно характеру возгорания. "Когда принимается решение обойтись одними огнетушителями, а когда в дело пускаются пожарные шланги, - говорит Макензи. - В основании башни установлены пожарные насосы. Но в любом случае вызывается пожарная команда".

Торонтская башня подключена к городской электросети, но какое-то время может функционировать и автономно: внизу стоят три аварийных генератора, питающих жизненно важные системы здания - лифты, освещение, пожарные насосы и спринклеры. Каждый генератор имеет запас горючего на 48 часов непрерывной работы.

Шахты лифтов задуманы там как отдельное строение, прилегающее к стене башни и отделенное от нее толстым слоем железобетона. Поэтому если "Си-эн тауэр" все-таки начнет полыхать, лифты будут работать.

Хед говорит, что пожарным устраивают экскурсии по башне, с тем чтобы в случае возгорания они были с ней уже знакомы и не плутали в дыму.

С тех пор, как Хеду довелось командовать ликвидацией того пожара, с которого я начал (он длился всего 3 часа), "Си-эн тауэр" больше не горела.

Останкино для героев

КАК сообщили в Главном управлении противопожарной службы России, система пожаротушения Останкино и оснащенность пожарных значительно уступают своим западным аналогам, в том числе и башне "Си-эн тауэр" в Торонто.

Во-первых, установки газового пожаротушения находились только на шести отметках - на уровне 117, 143, 243, 248, 340, 353 метров. Оборудован ими не сам ствол шахты, а лишь отдельные помещения аппаратных. Сама шахта и лифты от пожара ничем не защищены.

Во-вторых, добежать до верхушки башни наши пожарные могли в лучшем случае через 2 часа. По нормативам пожарный при полном снаряжении (противогаз, боевая одежда с каской и сапогами, топор, пояс, карабин и два огнетушителя - всего 46 кг) обязан преодолевать за 1 минуту один этаж, который равен 3 метрам. До верхушки башни пожарные добежали бы через 150 минут. За меньшее время (около двух часов) на башню взбегали лишь однажды спортсмены-олимпийцы, но после пробега они минут 20 приходили в себя.

В-третьих, из-за хронического безденежья у наших пожарных нет специализированных машин, предназначенных для борьбы с огнем в высотных зданиях. Вертолеты в этом случае пригодны лишь для разведки.

Но по двум параметрам российские пожарные превзошли своих западных коллег. Наших кислородно-изолирующих противогазов хватает на 2-4 часа. И еще. Только российский пожарный, понимая всю степень риска, мог пользоваться во время пожара лифтами, поднимая к эпицентру боевые расчеты, асбестовые полотна и - что немаловажно - давая возможность эвакуироваться людям по лестницам.

Смотрите также: