НА ПРОШЛОЙ неделе в Кремле все вдруг опять заговорили о Б. Ельцине. Но то был не приступ ностальгии по первому президенту России, а скорее совместная радость от завершения еще одного удачного предприятия. Виной всему - вышедшая в свет книга Бориса Николаевича.
"Гадостей никто не ждал"
ДЕЛО в том, что среди ее персонажей оказалась и большая часть сотрудников нынешней кремлевской администрации, включая А. Волошина, его замов С. Приходько и В. Суркова, С. Ястржембского, пресс-секретаря нынешнего президента А. Громова и т. д. Понятно, что в их кругу написанное в "Президентском марафоне" пользовалось особой популярностью. Хотя вряд ли содержание книги было для кого-то в Кремле тайной, вызывающей опасения. Говорят, большинство сотрудников заранее знали, какая роль им уготована в ельцинских мемуарах. Во-первых, как заметил один из собеседников "АиФ", опасаться каких-то "гадостей" со стороны Бориса Николаевича в адрес его верных союзников в самые трудные дни было просто глупо. Во-вторых, непосредственно писать книгу президент, как известно, доверил В. Юмашеву, который почти со всеми в Кремле по-прежнему поддерживает добрые дружеские отношения. К тому же собирать материалы для "Президентского марафона" Валентину Борисовичу помогали многие сотрудники нынешней администрации.
Подъезд к Дому приемов на ул. Косыгина перекрывался машинами автоинспекции, но движение транспорта по улице не останавливали. Внутри - никакой привычной суеты охраны - "Первый, первый, ответьте пятому", рамок металлоискателей. Всех гостей, а их было около 150 человек, у входа встречал шеф протокола Б. Ельцина В. Шевченко. Но сама церемония проходила без особых протокольных тонкостей. Гости, разбившись на группы по интересам, просто болтали друг с другом и потягивали коктейли. В одной - главные редактора СМИ, в другой - деятели культуры Г. Волчек, Н. Фатеева, О. Табаков, в третьей - помощники и советники Б. Ельцина "второй волны" - Г. Сатаров, М. Краснов, неподалеку В. Илюшин, В. Черномырдин, С. Степашин, И. Рыбкин... Отдельной группой выделялись представители "питерского призыва" Кремля из тех, кто остался в этот вечер в Москве и не полетел праздновать в Питер день рождения В. Путина, - Д. Козак, Д. Медведев, А. Абрамов и "примкнувший к ним" В. Сурков. Можно было заметить, как А. Чубайс пожимает руку Р. Абрамовичу, а А. Мамут беседует о чем-то с М. Лесиным.
Незаметно, без всякого привычного объявления в дверях появился сам виновник торжества. Даже Наина Ельцина, которая в это время непринужденно беседовала с кем-то из присутствующих, появление супруга заметила лишь по тому, как гости разом затихли и развернулись в сторону входа. Войдя в зал, Б. Ельцин первым делом направился к М. Касьянову, долго жал ему руку и тихо о чем-то беседовал. Кстати, премьер-министр был единственным, кто пришел на презентацию со своей супругой. Галина Касьянова была в костюме из шелковой ткани розовато-бежевых тонов. Из-за того, что каждый из присутствующих бывших и нынешних чиновников стремился пожать руку первому президенту, Б. Ельцину пришлось пройти через своеобразный номенклатурный коридор. Немногочисленные представители бизнеса, среди которых, кстати, не было ни Б. Березовского, ни В. Гусинского, вели себя значительно сдержаннее и попасть на глаза виновнику торжества вовсе не стремились. На какое-то время Борис Николаевич задержался возле В. Черномырдина, интересуясь, как у него дела. На что Виктор Степанович в свойственной ему скромной манере заметил: "Да что собственно? Вы книгу написали, а я только думаю".
Все обратили внимание на то, что свою речь экс-президент держал без всяких бумажек и заготовленных шпаргалок, много шутил и вообще держался бодрячком. Приглашая всех на фуршет, хитро заметил, что сейчас всем будет "о чем и за чем поговорить и чем закусить". Однако сам Б. Н. в этот вечер выпил до дна лишь первый бокал с красным вином, а из второго только пригублял напиток. По его примеру большинство присутствующих так же предпочли коньяку и шампанскому красное и белое вино. Закусывали черной и красной икрой, жюльенами, шашлыками и пирожками с капустой.
Новый имидж Т. Дьяченко
РОЛЬ хозяйки вечера, безусловно, принадлежала Татьяне Дьяченко. Из всех присутствующих она выделялась не только особой миссией обращать внимание Бориса Николаевича на присутствующих, но и великолепным сдержанно-элегантным стилем одежды. Татьяна Борисовна явно в приподнятом настроении буквально порхала по залу на высоких каблуках, в черной юбке до пят из модного "мятого" шелка, такого же цвета удлиненной трикотажной блузке и облегающем плечи бархатном палантине. Никаких украшений, кроме изящной маленькой лакированной сумочки. Разве что появившийся недавно каштановый оттенок волос выгодно оттенял темный наряд. До сих пор многим из присутствующих чаще доводилось отмечать ее приверженность деловому стилю. Кстати, говорят, Татьяна Борисовна только что вернулась из Сиднея, где в качестве зрителя следила за успехами наших спортсменов на Олимпиаде.
Старшая дочь Б. Ельцина Елена Окулова также была в накинутом на плечо палантине, только нежно-сиреневого цвета, и черном платье без рукавов. Весь вечер она держалась в основном возле своего супруга Валерия, главы "Аэрофлота". Вообще в этот вечер в зале можно было заметить практически всех членов семьи Ельциных в первоначальном смысле этого слова. Б. Ельцин-младший предпочитал компанию своей двоюродной сестры Екатерины. В беседе с корр. "АиФ" Наина Иосифовна призналась, что, после того как ее супруг ушел в отставку, с их семьи "как будто груз с плеч" сняли. Еще она заметила, что до сих пор переживает, когда в прессе публикуют различные домыслы о ее близких. Сочувствовала той тяжкой миссии, которая выпала на долю супруги и дочерей В. Путина. "Поверьте, уж я-то, как никто другой, знаю, как это тяжело - находиться под прицелом внимания не только страны, но и всего мира". Рассказала Наина Иосифовна и о том, что в последнее время Б. Ельцин читает ведущие российские газеты, регулярно смотрит телевизионные новости и "конечно же, все переживает, пропуская через себя". Он не оставляет своих планов попутешествовать по миру, а пока все свободное время старается заполнять встречами, визитами в театры и концертные залы.
Сам Б. Ельцин в Доме приемов пробыл чуть больше часа и под конец вечера выглядел заметно уставшим. Вместе с отцом уехала и Т. Дьяченко. За ними - М. Касьянов. Следом к выходу потянулись и чиновники старой гвардии. Представители "нового поколения" и бизнес-элиты еще примерно полчаса увлеченно беседовали друг с другом, угощаясь знаменитым кремлевским мороженым "крем-брюле" с шоколадом.
Смотрите также:
- Инаугурация: Смотр элиты в Кремле →
- Светские ужины с привкусом нефти →
- Английское Рождество президента →