Вертикаль в России не стоит

   
   

НЕ ТАК давно миллионы россиян стали свидетелями захватывающей сцены. Обсуждался новый подоходный налог - 13%. Сначала вице-премьер Илья КЛЕБАНОВ авторитетно заявил: "Это все ненадолго. Максимум на год: вот только народ выведет доходы из тени, и мы это отменим". За ним на трибуну вылез потрясенный министр экономического развития Герман ГРЕФ и принялся поправлять вышестоящего начальника: "Не меньше 3-8 лет". Следом появился автор идеи замминистра финансов Сергей ШАТАЛОВ: "Не слушайте вице-премьера. Не слушайте министра. Я, замминистра, говорю вам, что это всерьез и надолго".

"Бардак в стране!" - подумали все, кто это видел.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 лет состав правительства в России менялся 98 раз. С 1994 г. в Белом доме даже перестали к приходу нового вице-премьера делать ремонт в кабинете - только таблички перевешивали. И каждый реформатор первым делом хватался за вертикаль власти. Чем только ее не укрепляли!

При Ельцине - Черномырдине, например, увлекались советами и комиссиями. В год создавалось по 75 всевозможных комиссий (межведомственных, консультативных, оперативных) - примерно столько же, сколько у нас было министерств. Владимир Путин ввел институт своих представителей. Однако, когда свердловский губернатор Россель отказался выделить президентскому ставленнику помещение, вопрос пришлось решать через Москву.

Ну не стоит вертикаль-паразитка, что ты будешь делать!

Бездело-производство

КОГДА Чубайс стал руководителем администрации президента, он вызвал к себе одного за другим всех высокопоставленных начальников и попросил перечислить их функции. Чубайс был в шоке: мало кто смог объяснить, за что получает зарплату.

Бывали случаи, когда целые ведомства создавались только для того, чтобы кого-то трудоустроить. Например, Госкомитет по предпринимательству во главе с Хакамадой. Убрали Хакамаду - стали выяснять, зачем же нужен этот комитет. Так и не выяснили.

Логику нашего государственного устройства понять мудрено. Есть сферы, которые регулируются сразу несколькими ведомствами (классический пример - тарифы на железнодорожные перевозки. За них дерутся МПС и Министерство антимонопольной политики). Есть вопросы, которыми не занимается никто. Например, взаимозачеты, 13% всех сделок в нашей стране. Это очень высокодоходная и криминальная сфера.

Минэкономразвития отвечает одновременно за стратегическое планирование и за кучу оперативных вопросов. Под одной крышей теперь находятся Госкомсевер с северным завозом, торговля, валютно-экспортный контроль. "Все равно как если бы Берия вызвал к себе Курчатова и сказал: "Вы должны в течение трех лет сделать атомную бомбу. Но учтите, что все эти три года вы будете работать регулировщиком на улице Горького", - комментирует положение Грефа директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Доходы в российский бюджет собирают Министерство по налогам и сборам, таможня, Минимущество, Федеральная служба налоговой полиции, Минатом, Госкомрыболовство, МИД... Расходами занимается Минфин.

Система устроена так, что для решения любого вопроса требуется непременное согласование всех со всеми, причем часто с людьми, которых эти вопросы мало касаются. Организовался целый класс чиновников - практически все заместители министров, - работа которых сводится исключительно к согласовыванию. Когда Греф принял Мин-экономразвития, у него было 50 замов!

В Америке однажды решили выпустить инструкцию, кто что и с кем должен согласовывать. Получился внушительный том и 2 млрд. долл. экономии. Но у нас проблему так просто не решишь. "В большинстве стран налоговая служба и таможня входят в состав Министерства финансов, - говорит Михаил Делягин. - А в России глава Минфина принадлежит к одной политической тусовке, глава МНС - к другой, а глава ГТК - к третьей. И человек, который предложит все это объединить, неминуемо выступит на стороне одной тусовки против двух других. А это политическая провокация".

Однажды провели опрос среди чиновников. В частности, предлагался вопрос, чьими интересами они руководствуются, собственными или государственными. 40% ответили, что вообще не знают, в чем состоят государственные интересы.

Основной инстинкт

В АДМИНИСТРАЦИИ президента существует Главное контрольное управление. День за днем здесь следят за тем, чтобы все нормативные акты в нашей стране исполнялись надлежащим образом. По их мнению, главных причин неисполнения - две: нехватка денег и низкая исполнительская дисциплина.

На самом деле в каждых двух случаях из трех законы не выполняются не потому, что их кто-то не выполняет, а потому, что их невозможно выполнить: так они составлены, так они продуманы, так они обеспечены. Государство непрерывно меняет правила игры. Больше того, по данным президентского контроля, почти две сотни местных законов противоречат федеральным. Да и вообще в отсутствие судебной системы закон - все равно что доброе пожелание. Выполнять его или не выполнять - добровольное дело каждого.

"В 1-м полугодии за ненадлежащее выполнение нормативных актов 16 руководителей органов власти освобождены от занимаемых должностей, - говорит 1-й заместитель руководителя Главного контрольного управления президента Вячеслав Иванов, - 27 получили выговоры. Возбуждено 216 уголовных дел. С приходом Путина исполнительская дисциплина повысилась". Короче, все наше законопослушание зависит от того, насколько круто возьмется за дело новый президент.

В Европе специальных указаний от первых лиц государства не ждут. Там просто не переходят улицу на красный свет. Даже если ни одной машины нет до самого горизонта. Менталитет другой. Просвещенный иностранец почтет своим долгом поставить власти в известность, если заметит, что вы нарушили правила дорожного движения или просто выбросили мусор на ходу из машины. Донесет на совершенно постороннего человека, который ему лично ничем не помешал! Инстинкт законопослушания воспитывался здесь веками. Они соблюдают правила на биологическом уровне, независимо от того, наблюдают ли за ними в этот момент власти или соседи.

"Одним словом, уроды", - резюмировал мой приятель, получивший работу за границей. Его российский менталитет яростно сопротивлялся тамошним нравам и обычаям. А однажды утром он обнаружил, что ночью кто-то помял его машину. К лобовому стеклу была прикреплена визитка: "Извините, я помял вашу машину. Вот номер моей страховой компании".

КАЖДЫЙ день в России выпускают в свет 1-2 федеральных закона, 3-5 указов президента, 5-7 распоряжений и постановлений. Большинство из них (примерно 38%) касается проблем социально-экономического развития страны. 31% - внешней политики и национальной безопасности. 26% - государственного строительства и взаимодействия различных ветвей власти. В I полугодии текущего года во исполнение 744 поручений президента руководителем администрации и его замами было подписано 1064 собственных поручения.

По данным Главного контрольного управления президента, в частности, указы президента выполняются в среднем на 54%. Примерно по 40% поручений срок исполнения переносился не один раз. Главные нарушители - Минюст, Минфин, Минэкономики, Минсельхозпрод и Мингосимущество.

Смотрите также: