Конфликт в семействе Авраама

   
   

Я все никак не пойму: за что воюют евреи и какие-то палестинские арабы? Сколько там тех и других? И чьи требования справедливее?

Г. В е р с т о в с к а я, Сестрорецк

БОЛЕЕ пятидесяти лет назад на территории Палестины возникло государство Израиль, и все последующие годы между арабами и евреями, между мусульманами и приверженцами иудаизма идет война: то тихая подковерная, то открытая и яростная. Так бескомпромиссно могут воевать между собой, наверное, только родственники, коими евреи и арабы согласно Библии являются. Оба народа ведут свой род от одного предка: библейского пророка Авраама (по-арабски Ибрахима). Родоначальником арабов стал его старший сын, Исмаил, рожденный от служанки Агари (Хаджар), а евреев - Исаак, рожденный от жены Сарры. Оба народа, арабы и евреи, говорят на языках, принадлежащих к одной семитской группе.

До VII в. н. э. ни о каких конфликтах между арабами и евреями слышно не было, хотя соприкасались они довольно тесно: иудеи жили на территории Аравии бок о бок с арабскими племенами. Ситуация начала меняться, когда в начале VII в. с проповедью новой религии выступил ее основатель пророк Мухаммед. Свое вероучение он рассматривал как творческое продолжение иудаизма и христианства. Тем не менее иудеи и значительная часть христиан отказались переходить в ислам. "О вы, которые уверовали, - обратился Мухаммед к своим сторонникам. - Не берите иудеев и христиан себе в друзья: они друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них."

При пророке Мухаммеде Иерусалим стал священным для мусульман городом. В сторону Иерусалима обращались поначалу первые мусульмане лицом во время молитвы, и только потом пророк повелел обращаться лицом к Мекке.

В Иерусалиме Мухаммед сделал остановку перед тем, как вознестись живым на небо для бесед с Аллахом. В Иерусалиме на скале даже остался след ноги Мухаммеда.

...В 638 г. н. э. халиф Омар завоевал Иерусалим и начал строительство мечети вокруг скалы с отпечатком стопы пророка, ставшей величайшей для мусульман святыней после мечети Каабы в Мекке. В VII-VIII веках арабы захватили всю Северную Африку и Испанию, а на востоке - дошли до Центральной Азии. Смешиваясь с коренными жителями, арабы разделились на отдельные народы, каждый со своим диалектом. Одним из таких народов стали палестинские арабы, часть которых исповедует ислам, а часть - христианство. По своему менталитету они отличаются от египетских, иракских и других арабов.

С момента своего зарождения в мае 1948 г. Израиль рассматривал палестинских арабов в качестве "нагрузки", полученной им в дополнение к территории. Хотя израильские арабы имеют местное гражданство, за прошедшие годы они почти не ассимилировались в израильском обществе, поскольку руководство Израиля последовательно проводит политику раздельного развития двух народов. Уровень жизни арабов, составляющих около 20% всего населения страны, в несколько раз ниже уровня жизни евреев. И хотя в кнессете есть депутаты-арабы, в исполнительной власти они почти не присутствуют. Получить хорошо оплачиваемую работу палестинцам практически невозможно. Отсюда бедность - наиболее благоприятная почва для религиозного экстремизма и терроризма.

И все же следует признать, что нынешние кровавые события в Израиле и на территории арабской Палестины не более чем эпизоды в борьбе иудейской и исламской цивилизаций за контроль над Иерусалимом, точнее, над его святынями, имеющими жизненно важное значение для трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма.

Все эти святыни расположены на маленьком пятачке Старого города, где находятся храм Гроба Господня, исламские мечети аль-Акса и Куббат ас-Сахра и иудейская Стена Плача.

Символом палестинского сопротивления, говорят, стала борода Ясира Арафата, которую он поклялся не сбривать, пока не будет создано Палестинское арабское государство, а государство без столицы в Аль-Кудсе (Иерусалиме) не признают даже союзники Арафата в арабских странах. "Арафату не простят, если он поступится суверенитетом над Старым городом и Храмовой горой, где расположены исламские святыни, - убеждена Татьяна Носенко, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. - Но то же самое можно сказать и об израильском премьере Эхуде Бараке. Для того чтобы решить вопрос об Иерусалиме и, главное - его святынях, требуются поистине грандиозные усилия и время. За 2-3 встречи в верхах, будь то в Кэмп-Дэвиде или Шарм-аш-Шейхе, вопрос об Иерусалиме не решить".

P. S. В ходе нынешнего конфликта в Израиле погибло более 100 арабов и 8 израильтян.

Смотрите также: