Русские нерусские цари

   
   

"ЭХ, ВОТ РАНЬШЕ-ТО при царях Россия цвела и пахла, а теперь..." - нет-нет да и услышишь такое и с высоких трибун, и в переполненном автобусе. И забывается при этом, что Россия-то, может, при царях и цвела, а русский народ - не очень. Больше того, эти самые цари обходились с ним весьма и весьма жестко, даже беспощадно, ничуть не жалея. Почему? Может, потому, что сами были отнюдь не местные.

ИЗВЕСТНО, что первый русский князь Рюрик (даты правления 862-879), призванный с наемной дружиной в Новгород "из-за моря" и положивший начало династии Рюриковичей, был из варягов, то бишь в нем текла скандинавская кровь. Его любимая и единственная жена Ефанда происходила из рода норвежских королей. От этого брака рожден был, как известно, Игорь (912-945), ставший князем и первым продолжателем рода Рюриковичей. Кстати, легендарный вещий Олег (879-912), воспетый Пушкиным, был лишь наставником Игоря и тоже происходил из рода норвежских королей.

Импортные жены

ОДНАКО некоторые ученые, опираясь на тексты так называемой Иоакимовской летописи, утверждают, что Рюрик по материнской линии был прямым внуком новгородского князя Гостомысла, а значит, хотя бы наполовину являлся русичем. Другие подвергают сомнению отцовство Рюрика. Не был, мол, Игорь сыном Рюрика. И кровь в нем текла славянская. Так это или нет, но все равно потомки Игоря предпочитали брать в жены по большей части иноземок знатного происхождения. Его сын Святослав I (946-972) имел трех жен, в том числе привезенную с собой еще Рюриком скандинавку Малфред, от которой родился Владимир Красное Солнышко (980-1015). Последний имел уже шесть жен. Из них Рогнеда была половецкой княжной, которая в порыве ревности чуть не убила мужа, Юлия - византийская принцесса, вдова убитого Ярополка I, Анна - византийская царевна, Олова, по одним источникам, была "чехиней", по другим - скандинавкой, Малфрида и Аделья - неизвестно кто, но, судя по именам, скорее всего не славянского происхождения.

Четвертый сын Владимира Ярослав Мудрый (1015-1017, 1019-1054), на одну половину скандинав, на другую - половец, заняв престол, принялся развивать внешнеполитические связи с Европой. Для начала он взял себе в жены Ингигерду, дочь шведского короля Олафа Шетконунга. Перед смертью она постриглась в монахини, а затем была канонизирована Русской православной церковью под именем Святой Анны, как первая русская княгиня, принявшая постриг. Всех трех своих дочерей Ярослав Мудрый выдал замуж в королевские дома Европы: Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда Смелого, Анастасия - королевой Венгрии. Самая знаменитая судьба ожидала Анну, выданную за французского короля Генриха I из династии Капетингов. Потомками Анны были одиннадцать королей Франции, правивших в течение 267 лет. И хотя французы называют Анну Анной Русской, русской крови в ней не было ни одной капли.

Сын Ярослава Мудрого Всеволод I (1076, 1078-1093) имел двух жен: половчанку Анну и дочь византийского императора Константина IX Мономаха. От этого брака был рожден Владимир Мономах, русский великий князь (1113-1125), прославившийся своей просветительской деятельностью, - в нем смешалось много кровей, не было там опять-таки только русской. Женат он был на Гите, дочери короля Англии Гарольда II.

Основатель Москвы Юрий Долгорукий (1149-1150, 1155-1157) по крови являлся англичанином, немного греком, немного шведом, чуть-чуть половцем и скандинавом, но никак не русским. Женат был на дочках половецкого хана и греческого императора. Брат Долгорукого Мстислав Великий (1125-1132) - последний из великих князей, при котором Киевская Русь оставалась единым государством, - продолжая укрепление династических связей с Европой, взял в жены Христину - дочь шведского короля Стенкильсона.

Крепить политику телами

СЫН Долгорукого Андрей Боголюбский (1157-1174), женившись на дочери первого владельца Москвы Улите Кучке, положил начало традиции не выписывать невест из Европы, а выбирать из своих или, в крайнем случае, из ближайшего зарубежья. С этого времени кровь правителей Руси начала наконец-то разбавляться и русской. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) имел 18 детей и всех их женил и выдал замуж за русичей. Возможно, эта традиция и не получила бы долгого продолжения, если бы не нашествие монголотатар, на целых три столетия отрезавших российское государство от культурных контактов с Европой. В этот период русской истории великие князья вынуждены были сочетаться узами брака с княжескими да боярскими дочками. Часто брали в жены половчанок. Иногда, правда, из политических соображений приходилось русским князьям жениться на ханских дочках. Так, внук Александра Невского Юрий (1319-1322) обвенчался с сестрой хана Узбека Кончакой (крещенная Агафьей), но жить с ней долго не смог и однажды попросту убил монголку.

Лишь после освобождения Руси от монголотатарского ига великие князья смогли вновь жениться на иноземках и отдавать дочек замуж в заграничные государства. Пример подал сам Дмитрий Донской (1359-1389), выдавший двух своих дочерей замуж за литовских князей. Его сын Василий I (1389-1425) женился на дочке литовского князя Витовта Софии, а дочь Анну выдал за византийского императора Иоанна VIII (Палеолога). Второй женой Ивана III (1462-1505) стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI.

В жилах Ивана Грозного (с 1547 г. первый русский царь) текла на три четверти русская и на одну четверть кровь византийских императоров. Он имел семь жен: Анастасию из рода Романовых, Марию, дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, Марфу Собакину, Анну Колтовскую, Анну Васильчикову, Василису Мелентьеву и Марию Нагую, которая в 1605 г. признала Лжедмитрия I своим сыном, а затем отказалась от него.

Сын Ивана Грозного Федор (1584-1594) взял в жены сестру Бориса Годунова Ирину. После его смерти она отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь. Мария, племянница Ивана Грозного, была насильно пострижена в монахини. Ее дочь Евдокия умерла насильственной смертью. Таким образом, со смертью Евдокии пресеклась династия Рюриковичей.

Борис Годунов (1598-1605) был правителем просвещенным и осознавал необходимость связать свою семью династическими узами с королевскими домами Европы. Пытался выдать дочь Ксению сначала за герцога Ганса Датского, а затем за австрийского эрцгерцога Максимилиана. Ганс по прибытии в Москву умер еще до свадьбы. Максимилиан после долгих переговоров жениться на Ксении отказался.

В начале царствования династии Романовых в крови царственных особ и их отпрысков иноземных кровей практически не было. Это были цари русские не только по духу, но и по крови. Вплоть до Ивана V (1682-1696), нарушившего эту традицию, выдав дочь Екатерину за герцога Мексенбург-Шверинского Карла Леопольда, а Анну - за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма.

Петр I (1682-1725, с 1721 г. первый русский император) имел двух жен: Евдокию Лопухину и Марту Скавронскую (Екатерина I). Предполагается, что Марта была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другой версии - дочерью шведа-квартирмейстера И. Рабе. Петр имел 13 детей. "Прорубая окно в Европу", он тоже не забывал упрочнять династические связи с заграничными королевскими домами. Первенца своего Алексея женил на принцессе Брауншвейг-Вольфенбюттельской Софье Шарлотте, а цесаревну Екатерину выдал замуж за Карла Фридриха, герцога Шлезвиг-Голштейн-Готторпского. Ни Петр II (1727-1730), ни Анна Ивановна (1730-1740), ни император-младенец Иван VI Антонович (1740-1741) детей не имели.

Дочь Петра I Елизавета (1741-1761) замуж так и не вышла и детей тоже не имела, во всяком случае законнорожденных. Когда Елизавета скончалась, вместе с нею фактически прекратилась и династическая линия Дома Романовых. Все последующие Романовы носили эту фамилию, скорее следуя официальной традиции, нежели кровной преемственности. И ни в ком из них не было ни капли русской крови.

Дас ист фантастиш!

НАЧИНАЯ с Петра III (1761-1762) все царственные престолонаследники были немцами, происходившими по Голштейн-Готторпской линии, с небольшой примесью австрийской, английской, голландской, датской и греческой крови. Судите сами: Екатерина II (1762-1796) была принцессой Ангальт-Цербстской, в девичестве носила имя Софьи Фредерики Августы. Сын Петра III и Екатерины II Павел I (1796-1801) был женат на принцессе Вильгельмине Луизе Гессен-Дармштадтской (Наталья Алексеевна) и принцессе Софье Доротее Вюртембергской (Мария Федоровна). Сын Павла I Александр I (1801-1825) женился на Луизе Марии Августе, принцессе Баденской Дурлах (Елизавета). Другой сын Павла I, Николай I (1825-1855), женился на принцессе Луизе Шарлотте Вильгельмине прусской, дочери короля Фридриха Вильгельма III (Александра Федоровна). Сын Николая I Александр II (1855-1881) женился на принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софье Марии Гессен-Дармштадтской (Мария Александровна). Сын Александра II Александр III (1881-1894) женился на Луизе Софии Фредерике Дагмаре, дочери датского короля Христиана IX (Мария Федоровна). Сын Александра III Николай II (1894-1917), последний русский император из династии Романовых, женился на принцессе Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской, дочери Людовика IV (Александра Федоровна). Имел, как известно, четырех дочерей и одного сына. В 1913 г. семья Николая II с помпой отпраздновала 300 лет Дома Романовых, а еще через 5 лет онемеченная династия Романовых прекратила свое существование.

Смотрите также: