Будет ли вторая афганская?

   
   

САМЫЕ страшные войны - повторные. На новой чеченской ежедневные потери уже превышают смертную статистику прошлой кампании по наведению конституционного порядка. Пожар новой афганской войны вот уже второй год тлеет на территории Киргизии.

"Джихад" и героин

БАТКЕН для киргизов означает то же, что для россиян Чечня. И если в Бишкеке и других городах республики все спокойно, то здесь, в высокогорных районах киргизско-таджикской границы, льется кровь. В недавних боях на заоблачных ледниках и перевалах уничтожено около 130 боевиков. Однако серьезные потери понесли киргизские спецназовцы, пограничники и воины трех батальонов особого назначения.

Между тем противостояли им пока еще не афганские талибы, чья армия насчитывает до 100 тысяч хорошо обученных бойцов, а всего лишь разрозненные банды местных полевых командиров. Как правило, узбеков и таджиков по национальности. Они пробивались в Ферганскую долину. Но не для того, чтобы создать декларируемое "великое исламское государство" и вернуть мусульманские святыни Фергану и Бухару. "Герои джихада" больше всего озабочены переброской пяти тонн героина, что скопились в приграничных районах.

По сведениям нашей разведки, ежегодно в Афганистане производится наркотиков на сумму до 40 млрд. долл. - бюджет России на 2001 год! Причем в последнее время идет сумасшедший рост производства. Так, если в прошлом году подпольные лаборатории выпустили 4,5 тыс. тонн дурмана, то в этом году уже около 7 тыс. тонн.

Чем это грозит, я видел своими глазами в Киргизии. Никогда не встречал столько "обдолбанных" людей. Ведь доза героина здесь стоит дешевле пива. Если на бишкекском базаре за маленькую бутылочку пива "Невское" с меня взяли 35 сомов, то за порцию самого лучшего афганского "герыча" "три семерки" попросили всего 30 сомов. Это примерно 20 российских рублей.

Герои и дефицит

СОТНИ километров пришлось проехать по горам и долинам Центральной Азии на порядком побитой темно-вишневой "восьмерке". Мой водитель утверждал, что еще недавно это был личный автомобиль министра обороны Киргизии генерал-лейтенанта Эсена Топоева. О нем, недавнем выпускнике Академии Генерального штаба России, тепло отзывались и политики в правительственном Белом доме, и бойцы на высокогорных перевалах. Впрочем, в том, что боевики, атаковавшие в Баткене в лоб, получили по лбу, - не только его заслуга, но и других киргизских военачальников. Например, командующих войсковыми группировками генерал-майоров Асылбека Ормокаева и Мырза-Али Борубаева.

Но основную тяжесть высокогорной войны несут на себе, конечно, простые солдаты и офицеры. Их мужество и героизм выше всяких похвал. Но вот техническая оснащенность и боевое мастерство оставляют желать лучшего. Так, у боевиков есть средства космической связи, современные станции радиоперехвата. А у киргизского воинства до последнего времени были лишь устаревшие радиостанции, оставшиеся от Советской Армии. Настоящий фурор произвел прилетевший в Баткен президент Аскар Акаев. Главнокомандующий вместе с орденами и медалями вручил наиболее отличившимся воинам 150 радиостанций "Стандарт" и "Баррет". Но ведь это гражданские рации. Они не обеспечивают секретности переговоров, а значит, и скрытности управления войсками.

На боевых позициях высоко в горах киргизским бойцам остро не хватает теплого обмундирования, альпинистского снаряжения, новых снайперских винтовок, хороших палаток, передвижных кухонь и бань.

Кто поможет "Скорпиону"?

А ГЛАВНЫЙ дефицит - профессионалы военного дела. Не секрет, что, как и в России, здесь в армию попадают лишь самые бедные. Те, кто не сумел откупиться. Худосочным паренькам из глухих кишлаков нелегко противостоять опытным "псам войны". Это все равно что школьнику драться с отборной шпаной. На равных с боевиками сражаются и побеждают лишь элитные части киргизской армии, состоящие в основном из контрактников. Например, самый крутой и секретный спецназ "Скорпион". В нем командиры получают 4,5 - 5 тыс. сомов. Это до 100 долл. в месяц, или в десять раз больше средней зарплаты по стране. Но боевики Намангани за участие в боевых действиях имеют 800-900 баксов. И все равно бегают от "Скорпиона", как пугливые горные бараны Марко Поло от опытных охотников.

Увы, спецназовцев такого класса, что в "Скорпионе", мало, а "героев джихада" много. Недаром сказано в Коране: "Число их, как песок морской". Боюсь, только бойцам Антитеррористического центра, что сейчас с помощью российского ФСБ создается в Бишкеке, с ними не справиться.

По решению президентов шести государств СНГ формируются коллективные силы быстрого развертывания из специально отобранных частей и подразделений национальных армий. Этакое "эсэнговское НАТО". Этот "ограниченный контингент" по идее должен усилить российские войска в Центральной Азии. Сейчас их численность там составляет 10-12 тысяч человек. Но больной вопрос: будут ли сражаться с международными террористами на Памире или Тянь-Шане солдаты из Белоруссии, Армении, Казахстана? Или, как обычно, за всех будет отдуваться русский Иван?

По данным аналитиков спецслужб, сейчас на юге Киргизии происходит своеобразная разведка боем. Пришлые боевики из Исламского движения Узбекистана и тесно связанное с ним ваххабитское подполье "Хизбут-Тахрир" ищут наиболее уязвимые места на границе. Времени для координации действий осталось в обрез. Вслед за 2-й чеченской на пороге 2-я афганская...

Смотрите также: