Где вы, "челноки"?

   
   

ПОМНИТЕ, где мы одевались еще в начале 90-х? На рынке. А кто привозил этот турецко-китайский ширпотреб? Безработные учителя, врачи, инженеры и приезжие из Белоруссии и Украины. Зарождающийся класс предпринимателей, короли дикого российского рынка со странным названием "челноки".

ТОГДА это дело считалось выгодным. "Я как учительница музыки всю жизнь получала 300 руб., - рассказывает Изабелла Сергеева, проработавшая "челноком" пять лет. - А тут на меня обрушились бешеные деньги! Сразу я даже не знала, что с ними делать! Взяла и все прогуляла в шикарном ресторане с друзьями. Потом уже появились квартира, машина и т. д."

Долгожданный ширпотреб

В СОВЕТСКОЕ время закупки из зарубежных стран были строго централизованны. Ширпотреб никогда не был приоритетом для советской экономики. Неизвестно, по каким соображениям подбирался ассортимент товаров, но их вечно на всех не хватало. Поэтому "челноки" были единственным мостиком между изголодавшимися по нормальной одежде россиянами и "другим миром". А особенно это было выгодно государству: не дожидаясь зарплат и дотаций, половина населения кормила себя сама.

Время шло. В России возродилась отечественная промышленность, появились монополии, крупные поставщики качественного импорта. А что же "челноки"-первопроходцы, на которых в свое время держалось 90% экономики Турции?

Адский труд

ОФИЦИАЛЬНОЙ статистики о такого рода предпринимателях нет нигде: в декларациях, заполняемых при пересечении границы, все едут под графой "частная поездка" или "туризм". Но по приблизительным подсчетам таможенников и налоговиков, их стало в 8 раз меньше, чем до кризиса. Куда же они делись? Основная часть разорилась. Резко выросший доллар сразу отмел "челноков", промышляющих самыми мелкими партиями, и тех, у кого не было уже накопленного капитала. Другие заработали достаточно денег, чтобы открыть свое дело. И тем не менее только в прошлом году, по неофициальным данным, оставшаяся часть наторговала на 10 млрд. долл. (это треть всего российского бюджета).

Казалось бы, этот бизнес в России должен процветать. В той же Турции или Китае вещи, которые попадают на российский рынок, продаются на вес. Как рассказывают "челноки", купленную за 50 рублей кофточку они продают за 250. "Нас осталось немного, - говорит Владимир Бутырский, занимающийся "челночным" бизнесом уже 10 лет. - Сегодня тех, кто ездит постоянно (я их уже всех знаю в лицо), зараз набирается человек 10-18. А зарабатываешь все меньше и меньше".

Кстати, я поинтересовалась у Владимира, сколько же он получает. "Ну, по-разному бывает, - протянул он. - Вот я в прошлом месяце штуку сделал".

Впрочем, и расходы у "челноков" действительно большие. Ездить приходится два раза в неделю. Кроме билетов туда и обратно, пропитания и проживания еще надо заплатить за место на рынке 1700 долл. в месяц, дань рэкетирам и отблагодарить таможенников на границе. Официально, если товар, переправляемый через границу, меньше 50 кг и дешевле 1000 долл., то на таможне он полностью освобождается от пошлин и налогов. "Челноки" везут обычно 5-6 баулов в среднем по 15 кг, поэтому в норму уложиться все равно не получается. "Мне намного выгоднее дать 100-200 долл. таможеннику, чем платить пошлину", - считает Владимир Бутырский.

Но это еще не все. Качество товаров российских фабрик намного выше, чем дешевка Юго-Восточной Азии. Поэтому, даже несмотря на низкие цены, привозимый товар конкуренции не выдерживает. "Приходится уже купленные шмотки перешивать у нас в России, - рассказывает "челнок" Галина Гнатюк. - Есть специальные небольшие фабрики, которые выравнивают турецкие строчки, пришивают покрепче китайские пуговицы и т. д. За это тоже надо платить".

Сама Галина приехала из Харькова (практически все "челноки" в основном из Украины или Белоруссии). Живет здесь с дочкой. "Дочка учится на пятом курсе медицинского института, - рассказывает она. - Образованная. Меня стесняется, что я на "га" говорю. Я не позволю, чтобы какой-нибудь хмырь за мою красавицу платил, - у нее всегда есть при себе деньги". Ради этого Галина стоит на рынке каждый день без выходных с шести утра. На улице минус 10 градусов. Ноги у нее давно отморожены, а руки красные, опухшие, с огромными мозолями на ладонях.

Кому на Руси жить...

СОВСЕМ недавно сибирские промышленники создали "Союз обувщиков Сибири", чтобы бороться против китайской экспансии. "На сегодня почти вся восточная часть России заполнена китайской дешевкой, - говорит Михаил Титов, глава одной из обувных компаний России. - И больше половины ее перевезли через границу именно "челноки". Из всех реализованных пар обуви только треть приходится на российского производителя". Бизнес "челноков", в свое время спасший российскую экономику, теперь, грубо говоря, ей же и вредит.

К тому же контролировать такого рода предпринимательскую деятельность очень трудно. И государство ничего с этого не имеет. "Челноки" никак не учитываются в Государственном таможенном комитете, нет данных о них в городских налоговых инспекциях. "Чтобы "челноки" платили налоги, - рассказывает главный специалист управления Министерства по налогам и сборам Виктор Сокольский, - они должны пойти и зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели. Естественно, добровольно никто этого делать не хочет. А заставлять мы не имеем права".

Где-то местные власти все-таки пытаются взять это под контроль. В Ростове, например, несколько лет назад "челноков"-продавцов заставляли ставить кассовые аппараты на свой маленький самодельный прилавок. Тогда с выручки можно было бы что-то взыскать. Но рыночные бизнесмены начали перекрывать центральные дороги города, митинговать у мэрии и устраивать голодовки. В результате фискальная мера так и не прижилась.

Впрочем, это редкие вспышки конфликтов между "челноками" и властью. А так государство уже давно перестало обращать на них внимание. В надежде на то, что вместе с развитием цивилизованного рынка "челноки" как класс постепенно исчезнут сами собой.

Смотрите также: