Зачем дороге реформа?

   
   

ТРУДНО найти человека, которого бы не касались вообще проблемы железнодорожного транспорта. Каждый из нас - потенциальный пассажир. А стало быть, нам небезразлично, во сколько раз подорожает билет, вовремя ли придет поезд, в сохранности ли дойдет отправленный груз, будет ли безопасным и комфортным наш путь.

ВОТ об этом и множестве других проблем "железки" говорится в документах по реформированию железнодорожного транспорта. 12 апреля Правительство РФ одобрило в целом проект реформы.

Решен самый главный вопрос: будут ли железные дороги, акционировавшись, отданы в частные руки?

- Нет, - отвечает министр МПС Николай Аксененко. - Основные фонды железных дорог и вся транспортная структура останутся в собственности государства. ОАО "Российские железные дороги" будет создано не позднее 2003 г.

В то же время планируется создать ряд дочерних компаний, в частности, по пассажирским перевозкам дальнего и пригородного сообщения, рефрижераторным и грузовым перевозкам, а также ремонтным предприятиям и заводам, выпускающим запчасти для вагонов и локомотивов.

Через несколько лет, когда финансовое состояние дочерних компаний станет стабильным, их акции будут продаваться на фондовых биржах для привлечения инвестиций.

Тарифы будет определять единый госорган, чтобы не ущемлять ничьих интересов.

Региональные и муниципальные власти в ходе реформ получат возможность участвовать в уставных капиталах дочерних компаний, занимающихся пригородными пассажирскими перевозками.

Правительство рассчитывает, что реформа железнодорожной отрасли позволит привлечь инвестиции на 30-40 млрд. руб. в год.

Открывая заседание правительства, посвященное проекту реформы железнодорожного транспорта, премьер-министр Михаил Касьянов подчеркнул, что реформа позволит в первую очередь повысить доступность услуг дороги и тем самым укрепит единство экономического пространства России.

"Внутренним критиком" выступает железнодорожный профсоюз. Главная его забота - низкая заработная плата. Пока по ее уровню отрасль занимает седьмое место. Средняя зарплата 3870 руб. Немного, конечно, учитывая ответственность и сложность работы. Но железнодорожники не бастуют. И что самое обидное: когда бастуют другие, расплачиваться приходится МПС. Вот пример: бастовал Кузбасс, перекрывая движение транспорта, а железнодорожникам пришлось из своего кармана вынуть 70 млрд. руб., чтобы разблокировать дорогу. Иначе потери были бы еще больше.

Из-за низкой зарплаты из отрасли ушли тысячи людей. В основном это квалифицированные специалисты. Их талант и опыт востребованы теперь, увы, другими. Правда, реформа, говорят, позволит увеличить зарплату железнодорожников в 2-2,5 раза уже в недалеком будущем.

Железнодорожный транспорт - единственная отрасль, имеющая отраслевой спорт. Сохранены стадионы, хозяевами которых являются железные дороги. Сохранены отраслевые больницы, они - одни из лучших в России. "Живы" и детские сады. Есть своя учебная база. Хабаровский, Иркутский, Новосибирский институты - престижные учебные заведения.

МПС создает новые рабочие места. Например, сбойщикам Северо-Муйского тоннеля, работа которых подходит к концу, будут предложены новые проекты в виде строительства "усов" от главных веток к месторождениям. И, наконец, строительство тоннеля... на Сахалине. Будут привлечены и свежие силы.

МПС и прежде находило и использовало внутренние резервы для улучшения работы отрасли. Будущая же реформа позволит эти резервы развернуть на полную мощь.

Смотрите также: