В РОССИИ так много земли, что мы просто не знаем, что с ней делать. Поэтому уже полтора века это такая же неразрешимая для нас проблема, как дороги и дураки. Даже еще неразрешимей. Неделю назад вопрос о земле стали обсуждать с новой силой: на заседании Госсовета президент заявил, что оттягивать с четким земельным законодательством уже нельзя, но "надо учитывать особенности регионов". А это означает, что вопрос о собственности на землю будет оставлен на усмотрение губернаторов.
ФОРМАЛЬНО частная собственность на российскую пашню гарантирована Конституцией с 1993 года. Но никаких законов о ее купле-продаже Дума упорно не принимает. Выходит, что в полном смысле этого слова частной собственности на угодья у нас все-таки нет.
История о...
ИСТОРИЯ эта длится уже много лет. Еще в 1992 году Егор Гайдар предлагал предоставить полное право распоряжаться землей народу, но депутатам по душе был больше коммунистический вариант, который запрещал любой оборот земли, дарение, сдачу в аренду и т. д. Спустя год частную собственность на землю все-таки записывают в Конституцию. Крестьянам условно раздают колхозную землю, даже не определяя точно участки каждого. Однако продавать ее запрещают.
Еще через четыре года депутаты принимают циркуляр, по которому купля-продажа пахотных земель в России должна регулироваться особым законом. Что делать с этими участками земли дальше, непонятно ни властям, ни самим крестьянам. Кроме права на ней работать и получать урожай закон разрешает передавать ее по наследству. Но вывести надел из семьи, его возделывающей (иными словами, продать ее чужому человеку), по закону невозможно. Из-за заботы части депутатов о "земле-кормилице" отсутствует законодательное регулирование в отношении всех категорий земель - и земель лесного фонда, которых в три раза больше, чем земель сельскохозяйственного значения, и земель особо охраняемых территорий, и земель населенных пунктов, и, наконец, земель под объектами промышленности, радиовещания, связи, телевидения.
Каждый решает сам
ПРАВДА, несмотря на то, что наше законодательство запрещает оборот пашни, сельхозпредприятия, находящиеся вблизи крупных городов, уже давно продали ее под строительство дач, коттеджей и т. д. А другие - просто передали в "теневую" аренду без соответствующего оформления, по устной договоренности и за наличный расчет. (Если в 1995 году предприятия владели 40,6 млн. га сельхозугодий, то в 1999 году - всего 34,8 га.) Такая практика распространена во многих регионах России. И тут впору бить тревогу. Чем губернаторы и занимаются, каждый на свой манер, борясь с подобным явлением. Около 50 регионов, не дождавшись федерального закона, уже приняли свои законы, причем 25 из них разрешили куплю-продажу сельскохозяйственных земель.
Выводы пока делать рано. Противники частной собственности пророчат, что эти регионы попадут в кабалу к иностранцам, скупившим сельскохозяйственные земли, которые нас кормят и поят. Сторонники, наоборот, обещают им приток инвестиций и полное благоденствие. Причем, судя по опросам, против частной собственности на землю по большей части выступают главы тех регионов, где сельское хозяйство дает небольшую прибыль. И наоборот, активными поборниками введения земельных наделов в легальный рыночный оборот выступают администрации областей Поволжья, Черноземья и даже Северного Кавказа.
"АиФ" решил выяснить, как все-таки решается вопрос о земле на местах (см. таблицу). Возможно, Владимир Владимирович прав, считая, что надо учитывать особенности регионов. Например, Кубань - район густонаселенный, и спрос на землю там очень большой. Здесь подходит одна норма. А на Вологодчине, где деревни обезлюдели, годится другая.
Как регионы решают вопрос
Частная собственность на землю есть, следовательно, ее можно дарить, брать в аренду и наследовать (кроме сельхозугодий) | Сельхозугодия предоставляются в частную собственность, но продажа земли запрещена | Частная собственность на землю не предусмотрена | Купля-продажа земли разрешена |
Алтайский край, Башкортостан, Белгородская обл., Владимирская обл., Калужская обл., Карелия, Кемеровская обл. (за исключением иностранных предприятий с иностранными инвестициями), Курганская обл., Ленинградская обл. (только в пределах установленной нормы. Свыше ее участки предоставляются за плату), Оренбургская обл., Орловская обл., Томская обл., Ханты-Мансийский автономный округ, Ярославская обл. | Республика Алтай, Бурятия, Воронежская обл., Коми-Пермяцкий автономный округ, Курская обл., Нижегородская обл., Новосибирская обл., Новгородская обл., Ростовская обл., Саратовская обл., Свердловская обл., Тамбовская обл., Тюменская обл., Татарстан, Челябинская обл., Читинская обл. | Дагестан, Мурманская обл., Псковская обл., Якутия. | Калмыкия (продажа только под контролем администрации), Костромская обл., Краснодарский край (вопрос о купле-продаже решается Законодательным собранием), Москва и Московская обл. (эксперимент в г. Зеленограде), Мордовия, Самарская обл., Смоленская обл. (только для сельхозугодий), Омская обл., Удмуртия. |
Смотрите также:
- О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год →
- Кому на Руси жить хорошо? (08.12.1998) →
- Завтра будет дороже! (часть 2) →