Телезавтра

   
   

ЭКРАН слева, экран справа, прямо, на потолке, на полу... Одновременно на каждом появляется изображение, голову ворсистым шарфом обвязывает звук... Из обманчиво автономных кусочков-фрагментов вдруг - бац! - складывается один телефильм. Вертишь головой, как под вражескими пулями. Контужен навсегда. В соседнем зале - балет. Балерины - балеруны игриво отплясывают вместе с сотнями своих виртуальных клонов. Сначала пытаешься их отделить, как желток от белка, потом тебя засасывает пылесос новой виртуальности. Дальше - круче. Телевизоры в плоскости стола. Телевизоры в надувных макетах зубов. Виртуальные кролики и белочки, скачущие сначала в павильоне, потом у тебя в голове. Голографическое объемное изображение, зависшее прямо перед носом, как в последней серии Джеймса Бонда. Телевизор, он же компьютер, он же музыкальный центр, он же сотовый телефон, он же фотоаппарат, он же кинотеатр, он же игровая, он же... стиральная машина? Я схожу с ума, какая досада? Нет, просто брожу по знаменитой ганноверской выставке "Экспо-2000" и сую свой буратиний нос в грядущее телезавтра. Впрочем, как с улыбкой разъяснил консультант по интертейменту павильона "Германия" Гюнтер Майер, за всеми телевизорами, скачущими на одной ноге и играющими в преферанс, стоят всего 2-3 новые тенденции. Зато революционные.

Три в одном

ЭТО СЕЙЧАС вы включаете музыкальный центр в спальне, радио на кухне, а телевизор - в гостиной. Скоро все будет под одной крышей. Просто колонки и усилители рассеяны по квартире. Век специализированных устройств вот-вот закончится. Американцы, например, уже определили для себя год и дату глобального телеобновления - 2003 г., назначен день и даже час. Правительство США приняло постановление, по которому старое, эфирное, вещание будет повсеместно прекращено, и для нового, цифрового, людям волей-неволей придется покупать медиакомплексы с плазменными дисплеями нового поколения.

Чтоб пролазил в дверь

ЕЩЕ ОДИН непременный персонаж будущего, по мнению Майера, - проекционный телевизор. Проектор используется как в обычном кинотеатре - светит на экран (вот и разгадка телеэкранов в "зубах" и струях выставочного водопада!). Причина появления этого изобретения довольно смешна. Все хотят приблизиться к эффекту домашнего кинотеатра, а расширение телеэкрана приводит к ухудшению качества изображения и... увеличению телевизора в глубину. Его просто-напросто не протащат в дверь грузчики из магазина! Альтернатива - проекторы (которые будут находиться внутри телевизора и светить с обратной стороны) и узкие плазменные экраны.

Супер-интерактивность

РАЗДРАЖАЕТ прическа дикторши с шестичасовыми новостями? Клац пультом - девушка аккуратно подстрижена налысо. Так все-таки штрафной или пенальти? Меняете угол наклона видеокамеры оператора, ставите увеличение не 10, а 50, заказываете повтор - и вот теперь пугайте соседей криком "Судью на мыло!" Все время опаздываете после работы на любимый пятичасовой сериал? Господи, ну переставьте его на 9! В обозримом будущем зритель сам будет составлять индивидуальную телепрограмму и определять специфику показа тех или иных программ. Покупать вещи в виртуальных магазинах не из-за похотливых улыбок ведущих-продавщиц, а обстоятельно походив по телемагазину и примерив обновку (набираете на пульте размеры и засылаете). Такие технологии уже разработаны "Майкрософтом" для нескольких крупных торговых домов.

Кабеля, кабеля...

ФУНДАМЕНТ интерактивности - кабельно-спутниковое вещание, которое в России только-только развивается, поэтому и интерактивность нашего ТВ замыкается на интеропросах "Сколько водки вы можете выпить?" и выборе фильма среди двух предложенных: "Секс в гараже" или "Секс в неглиже". А ведь еще в начале 80-х японские ученые предсказали, что именно кабельное телевидение станет одной из составляющих компьютерополиса - компьютеризированного города, в котором в единой информационной сети функционирует кабельное многоканальное телевидение с обратной связью, позволяющее осуществлять двусторонние услуги во всех сферах человеческой жизни. В США этот прогноз уже сбывается. Американские кабельные системы обладают пропускной способностью на 180 (в ближайшем будущем - 500) и больше телеканалов, из меню которых и формируется та самая индивидуальная телепрограмма.

Впрочем, как считает кандидат психологических наук Олег Заярин, каким бы способом ни доставлялся телесигнал в квартиру и с чем бы ни совмещался телевизор в будущем, неизменно одно - стоять он будет посередине среднестатистической российской гостиной, накрытый салфеткой. И не потому, что в России всего несколько миллионов пользователей Интернета и подавляюще не все могут отсматривать телепрограммы по компьютеру на рабочем месте. А потому, что телевизор - не просто средство массовой информации, а как бы костер, очаг, вокруг которого когда-то собирались древние люди поесть, потусоваться и посплетничать.

P. S. Что касается глобального изменения концепции и формата телепрограмм в будущем, так, по мнению телекритика Ирины Петровской, ничего сенсационного изобрести не удастся. Колесо уже придумано и объезжено, пример этому - постоянное возвращение к ретроформам образца "голубых огоньков". Ну студии станут виртуальными (такая уже с подачи Дмитрия Диброва есть на ТВЦ). Ну пару лет в России пофанатеют вокруг реалистик-шоу, подсматривая за "такими же, как мы". Ну станут визуально корректировать телеведущих, но на них и так сейчас ведра грима. Ну начнут их визуально клонировать, но быстро перестанут, потому что они клонируются сами по себе гораздо быстрее... Впрочем, качество телепродукции по мере развития в России спутниково-кабельного вещания должно будет ощутимо вырасти. Потому как если россияне начнут платить за ТВ (а кабельное телевидение во всем мире - платное), вряд ли будут прощать Петросяну десятый повтор шутки про "шо у меня там такое", просто в следующий раз не подпишутся на "Смехопанораму"...

Смотрите также: