В БЛИЖАЙШЕЕ время нас, возможно, ожидают два крупномасштабных политических шоу. Сразу две партии - коммунисты и "яблочники" - ведут подготовку к всероссийскому референдуму.
Возня вокруг отходов
ПОПРАВКИ в закон об охране окружающей среды, которые позволят Минатому ввозить на переработку чужое отработанное ядерное топливо, президент В. Путин подписал еще летом. Однако окончательное решение о проведении референдума по этому вопросу в "Яблоке" созрело несколько дней назад. На прошлой неделе Дума подавляющим большинством голосов - 308 против 26 - снова отказалась изменять пункт закона о ввозе ОЯТ.
"Яблочники" утверждают, что транспортировка через территорию почти всей страны тысяч тонн радиоактивного груза невероятно опасна. Мол, террористы только и ждут удобного случая, чтобы пустить под откос состав с ядерной гадостью вблизи какого-нибудь большого города. И вообще, по мнению "яблочников", хранить в России чужие радиоактивные отходы нельзя ни в коем случае, даже если за это предлагают 20 млрд. долл.
Референдум - вредная затея?
А ВОТ главным "пунктиком" коммунистов в этом политическом сезоне стало принятие Земельного кодекса. То, что левые оказались в меньшинстве, даже сыграло их лидерам на руку: можно было без устали кричать о продаже "родной земли", не опасаясь, что это повлияет на принятие Кодекса и вызовет серьезные трения с Кремлем. Хотя, по слухам, Г. Зюганов и обещал В. Путину не устраивать истерик по поводу земельной реформы.
Однако после принятия кодекса и прекращения в Думе демаршей, криков и даже кулачных боев, которые с удовольствием транслировали все телеканалы, левые не успокоились. Они тоже хотят вынести на всенародное обсуждение вопрос о земле.
Между тем аналитики отмечают, что о референдуме в Думе заговорили именно тогда, когда по ее коридорам поползли слухи о скором роспуске и досрочных выборах, которые могут состояться весной или осенью 2002 г. И возбуждение, например, КПРФ может быть связано лишь с желанием дистанцироваться от Кремля и напомнить о себе избирателям. Сборщики подписей за референдум начнут ходить по домам, лидеры партий будут выступать на митингах, и их рейтинг начнет расти.
В Центризбиркоме не исключают, что идея провести еще какой-нибудь референдум может "заразить" и другие партии. А среди думцев ходят слухи, что глава ЦИК А. Вешняков велел местным комиссиям под любым предлогом отказывать в приеме подобных заявок хоть левым, хоть правым.
Эти слухи очень похожи на правду. Можно вспомнить, например, что накануне выборов 2000 г. СПС не дали провести референдум по 4 вопросам, в том числе об отмене депутатской неприкосновенности. ЦИК тогда признал часть из 3 млн. подписей недействительными. И вообще, в новейшей истории России референдум удалось провести лишь дважды. Один раз - в декабре 1993 г., когда приняли Конституцию. Другой - в апреле того же года, когда Б. Ельцин пытался использовать механизм народного волеизъявления для борьбы с депутатами. Но народ тогда "волеизъявился" не совсем так, как хотелось президенту: половина населения высказалась за его перевыборы. Власть надолго охладела к этой демократической процедуре. Неслучайно одновременно с инициативой левых и "яблочников" некоторые депутаты из прокремлевских фракций выдвинули встречную идею - внести такие поправки в закон о референдуме, которые фактически уничтожат на корню любую "несанкционированную" попытку услышать глас народа.