Технология власти

   
   

В СРЕДУ, 18 июля, у В. ПУТИНА огромная пресс-конференция в бывшем зале заседаний Президиума Верховного Совета СССР, в Кремле. Построенный еще при Сталине и расположенный амфитеатром зал, вмещающий до 300 журналистов, впервые был освоен пресс-службой Б. Ельцина в 1992 г. Потом от практики "театральных" пресс-конференций отказались. И вот снова - "хорошо забытое старое". Бывший пресс-секретарь Б. Ельцина Вячеслав КОСТИКОВ вспоминает, как это было...

В ПРИНЦИПЕ все, что президент хотел бы довести до сведения общественности, мог бы сделать его пресс-секретарь. В стабильных демократиях, где статус президента устойчив и ему не нужно постоянно оглядываться на "рейтинг", чаще всего так и происходит. Сам президент выступает лишь с особо значимыми заявлениями.

"Политические паузы" заполняет пресс-секретарь. В США, например, он устраивает ежедневные брифинги для аккредитованных при Белом доме журналистов, в ходе которых рассказывает о президентской "текучке", а с особо доверенными журналистами (их немного, 5-6 человек) делится конфиденциальной информацией, которая в виде неофициальных "утечек" попадает в прессу. Таким способом производится и зондаж общественного мнения по поводу тех или иных намерений президента.

Зачем нужен спектакль?

БОЛЬШИЕ пресс-конференции при огромном стечении журналистов (200-250 человек) большого смысла не имеют. Те же самые мнения президент мог бы высказать либо на камеру влиятельного телевизионного канала, либо при "выходе к прессе". Но бывают обстоятельства, когда нужен именно спектакль. Обычно это бывает перед ответственным зарубежным визитом, чтобы привлечь повышенное внимание зарубежных СМИ, либо при особо важных событиях: принятии важного закона, накануне президентских или парламентских выборов, по поводу окончания "политического сезона" или при очень уж "круглой дате".

При определенных обстоятельствах театральные пресс-конференции устраиваются для поддержания упавшего рейтинга главы государства или для того, чтобы показать, что президент находится в хорошей форме, "владеет ситуацией" и у него "крепкое рукопожатие". Многое зависит и от характера президента. Б. Ельцин, например, был прекрасным актером, любил "свет рампы" и ценил театральные выходы к публике.

Но бывший зал Президиума Верховного Совета крайне неудобен для пресс-конференций. Он слишком похож на зал театра.

СЦЕНА находится внизу, и сверху президент кажется маленьким. Сидящие в верхних рядах журналисты видят макушку президента. К тому же там очень плохое освещение, и, чтобы телевизионная картинка была хорошей, приходится устанавливать мощные софиты, которые слепят. Ельцин этого вначале не принимал. Впервые эффект яркого прямого света он оценил после совместной пресс-конференции с президентом Франции. Ф. Миттеран был серьезно болен, выглядел плохо. Чтобы "засветить" глубокие морщины и омолодить лицо, французские телевизионщики установили прожекторы, и Ф. Миттеран на телевизионном экране выглядел лет на 20 моложе. Ельцину это понравилось, и он неоднократно пользовался "световым гримом".

"На ком кончаем?"

ПРИ Ельцине журналисты очень любили такого рода спектакли, поскольку понимали, что помимо постановочной части он обязательно вылезет за "режиссерское ограждение" и скажет что-нибудь "ну, совсем уж"... Перед такими пресс-конференциями, особенно совместными (с главой иностранного государства), Бориса Николаевича иногда приходилось предупреждать, чтобы он не сказал лишнего. Но готовиться к пресс-конференции с его участием было одно удовольствие. Дело в том, что у Ельцина (в лучшие его годы) были уникальная память, неплохой юмор. Сделанные для него заготовки ответов он "шпарил" почти дословно, и создавалось впечатление, что "бабай" импровизирует. Кроме того, он ценил и "соленую шутку" и не обижался, если попадал впросак. По возникшей традиции последний вопрос на пресс-конференции предоставлялся женщине. И Борис Николаевич как-то заметил при включенном микрофоне: "Ну что, опять кончаем на женщине". Все рассмеялись, но были очень довольны. Фраза стала "классикой" ельцинской эпохи.

После пресс-конференции Б.Н. вместе с пресс-секретарем, шефом протокола и начальником охраны "пропускал рюмочку-другую". Разбор полета длился минут 30-40. Подавали водку, бутерброды, чай, фрукты. После этого Борис Николаевич, как правило, уезжал на дачу.

Политическая "фанера"

У В. ПУТИНА другой характер, он более сдержан, не любит театральных жестов, и для него помпезные пресс-конференции - скорее исключение, чем правило. Его пришлось долго убеждать, прежде чем он согласился на пресс-конференцию в кремлевском амфитеатре, где раньше проходили заседания Президиума Верховного Совета СССР. Сомневаюсь, что В. Путин сделает это правилом. Будучи прагматиком, он прекрасно понимает, что такого рода конференции похожи на концерт с участием эстрадной "попсы", когда солисты "жарят под фанеру". Ведь президентская пресс-конференция - это хорошо организованное представление, где все роли расписаны, а тексты монологов и реплик известны заранее.

У пресс-секретаря всегда есть "обойма" близких журналистов, с которыми он договаривается о том, кто какой вопрос задаст. Вопросы и ответы готовятся заранее. Обычно их отсылают президенту накануне вместе с "вступительным словом". Сложнее с иностранными журналистами. Но и здесь есть своя "технология". Обычно пресс-секретарь, ведущий конференцию, в ходе ее просит подавать вопросы "записочкой". А поскольку вопросов получается значительно больше, чем времени, то он имеет возможность выбрать те, которые представляют для президента наибольший интерес. Кроме того, хороший пресс-секретарь всегда знает журналистский корпус и кто из журналистской "братвы" может "подсунуть ежа".

Сами журналисты такие пресс-конференции всерьез не воспринимают и смотрят на них как на "политическую фанеру". Ведь журналисты, особенно иностранные, ценят "эксклюзив", когда президент дает ответы одному или 2-3 избранным изданиям. Опыт показывает, что эксклюзивные интервью дают больший политический навар.

Пресс-секретарь

УСПЕХ пресс-конференции в немалой степени зависит от того, насколько доверительны отношения у пресс-секретаря с журналистами. Журналисты - народ независимый и при конфликте с пресс-секретарем могут устроить ему "темную", то есть в последний момент уклониться от "правил игры", неправильно "интерпретировать". Секреты взаимоотношений стары как мир: нужно время от времени вместе "посидеть", поделиться информацией, а главное - не задирать нос. Опасность для пресс-секретаря, да и для самого президента состоит в том, что и служба безопасности, и администрация стремятся наладить свои собственные отношения с рядом журналистов, предоставляя им "взаимные услуги".

Чтобы успешно работать и быть настоящим помощником, пресс-секретарь должен хорошо знать характер президента и степень его владения "досье". Хороший пресс-секретарь является важным каналом поступления информации к президенту. Ведь всегда кто-то стремится монополизировать информационные ворота. А президент чаще всего этого и не замечает. В силу именно этого обстоятельства пресс-секретаря всегда кто-то пытается оттереть на обочину - глава ли администрации, службы безопасности, другие "близкие к телу". Его жизнь - это постоянная борьба за выживание в отравленном политическом поле.

Смотрите также: