"Челноки" штурмуют таможню

   
   

- Капитана, у тебя больсой зивот, твоя подлюга класивая. Ты больсой нацальника, скази Путина, русский тамозня плохая.

Жалоба китайца авторам репортажа

Китайский ГУМ

УТРО. Широкий и приземистый теплоход у благовещенской таможни медленно наполняется "челноками". В основном это молодые парни и девушки. Лица у многих сосредоточенны. Впереди трудный и напряженный день.

Минут через десять, переплыв Амур, теплоход пришвартовался к китайскому берегу, у таможни города Хэйхэ, который совсем недавно был убогой деревушкой. Теперь это современный город, который своим процветанием полностью обязан русским "челнокам". На своих плечах они принесли в китайскую казну миллионы юаней взамен дешевых и низкокачественных товаров, в основном одежды и обуви.

Каждого прибывшего шумной толпой окружают китайские "помогайки". Они найдут нужный товар, помогут донести его до нужного места, получив, естественно, свой небольшой "навар". Их назойливость, граничащую с наглостью, объяснить просто - в Хэйхэ всего лишь 32% жителей имеют работу, остальные добывают себе пропитание кто как может.

Торговый центр в Хэйхэ похож на московский ГУМ. Два этажа, такие же линии, стеклянная крыша. Правда, на второй этаж здесь поднимаются по эскалатору. На самой последней "линии" - царство "челноков". Китайцы и русские, как братья, дружно работают бок о бок: споро упаковывают товары в коробки, сумки.

Здесь мы разговорились с Игорем, одним из "челноков". Он терпеливо объяснил нам, что "челноки" бывают разными. Среди них есть "кирпичи" и "фонари". Первые возят через границу товары от китайцев в Хэйхэ для китайцев, обосновавшихся в Благовещенске. В общем, тягловая сила. За один переход границы они провозят от 60 до 65 кг груза. За каждый килограмм китайцы платят от 20 до 23 юаней. В итоге за один рейс "кирпич" зарабатывает чистыми до 1 тыс. рублей.

Наиболее опытные "кирпичи" набирают команду из шести "фонарей". "Кирпич" выступает в роли работодателя. За труд каждого "фонаря" он получает от грузоотправителей на руки по 1 тыс. рублей. В итоге за один рейс он зарабатывает 7 тысяч. Не он, а китайцы оплачивают работу "фонарей". Им за один рейс положено по 150 рублей, и, говорят, их даже бесплатно кормят. Всем выгодно и даже "фонарям". Но только не Российскому государству. Дело в том, что "кирпичи" не платят налоги в бюджет. Возможно, именно поэтому так требовательна местная таможня.

Правда, эта требовательность оборачивается немалыми потерями. Почти на 35% меньше стало приезжать в Благовещенск китайцев. Вывоз товаров из Китая в Приамурье упал на 15%, а из Приамурья в Китай - в 4 раза. В общем, товарообмен явно приходит в упадок.

Приработок - на теле

КОГО винить рассерженным "челнокам"? Оказывается, во всем виновата Москва.

Тоненькая, как березка, "челночница" Катя, взваливая на плечи огромный тюк с товаром, в сердцах выпалила:

- Вы говорите, что мы не платим налоги. А что толку - все они уходят в Москву, вы там жируете, а мы еле концы с концами сводим. Сбросить бы пару бомб на Москву, тогда, может быть, нам полегче будет.

Китайцы о бомбежке Москвы не говорили. Они крайне возмущены поведением "государевых" людей на благовещенской таможне. Целая делегация китайских ходоков подошла к нам, когда узнали, что мы из Москвы. Перебивая друг друга, они рассказывали об издевательствах и унижениях, которые терпят на российском берегу.

- Если в паспорт не положить 100 рублей, русские таможенники сразу вернут тебя назад, в Китай, - рассказывает один из хозяев наших "челноков", называющий себя по-русски Сашей. - Приходится отдавать им деньги. Но это еще не все, на выходе из таможни надо давать взятку милиционерам - 50 рублей.

...Мы возвращались в Благовещенск. Жара, на термометре - 30°. Обливаясь потом, вместе с нами садились на теплоход заметно растолстевшие "челноки". На девушках надето по пять-шесть джинсовых и шерстяных курток, парни парились в зимних куртках - по три-четыре штуки на каждом. Оказывается, все, что надето на тело, не входит в таможенную декларацию.

Впереди томительные часы прохождения всех формальностей с надетыми куртками в тридцатиградусную жару. Все ли выдержат испытание на этот раз, неизвестно. Недавно "челноки" забастовали. Но ничего не изменилось.

Редакция выражает искреннюю признательность российской авиакомпании "СИБИРЬ" за помощь в организации поездки.

Смотрите также: