Убей и победи

   
   

САМАЯ рейтинговая дубинка нового телесезона, крушащая конкурентов, - телеигры. Но не устаревшего образца "отгадал вопрос - получил книжку в подарок". Во-первых, это игры на большие деньги. Во-вторых, не просто на деньги, а на честь и совесть, из разряда неведомого России "негативного" ТВ.

Рейтинг ценою в жизнь

"ПОСЛЕДНИЙ герой" (реалистическое выживание на экзотическом острове), "Слабое звено" ("замачивание" друзей по команде), "Алчность" (название говорит само за себя) - это только первые ласточки. Впрочем, ласточки размером с бегемота, потому что на Западе они самые прибыльные. Например, финал "Последнего героя" летом 2000 года в Америке смотрели 52 миллиона зрителей. Телеканал Си-би-эс заработал на этом чистыми 30 миллионов долларов, а рейтинг подскочил даже у соседних с игрой программ. Руководство ОРТ и НТВ инвестирует в раскрутку этих программ огромные деньги, потому что рассчитывает на повторение мирового успеха и у нас - прижились же "Поле чудес" и "Кто хочет стать миллионером?". Кстати, интересная деталь. В свое время американский канал "Фокс" запустил программу "Алчность" в пику каналу-конкуренту Эй-би-си с его суперпопулярной "Кто хочет быть миллионером?". У нас "Алчность" купил канал НТВ тоже в пику каналу ОРТ, похитившему все того же "Счастливчика-Миллионера".

Пока ожидания отечественных телестратегов оправдываются. "Алчность", едва появившись на четвертом канале, возглавила рейтинг самых популярных развлекательных программ по Москве. "Слабое звено", идущее в прайм-тайм по ОРТ и подпитанное мощнейшей рекламной кампанией, тоже собрало неплохую аудиторию. Разве ж кто услышит сквозь шуршание банкнот, что в самой первой в мире игре "Последний герой" в Швеции один из неудачников внезапно покончил жизнь самоубийством? Разве ж кто успеет задуматься в рекламной паузе, какого нового героя может породить "негативное ТВ", если приживется в России?

Но, может быть, именно Россия, напитанная Толстым, Чеховым и березовым соком, отвергнет игровой "теленегатив"? Вспомните, как все дружно невзлюбили "Что? Где? Когда?", едва игра пошла на деньги вместо книжек. Вспомните провал ярмольниковской "Золотой лихорадки", в которой он пусть робко, но уже начал издеваться над участниками. Может, хотя бы мы не станем есть перед камерой лягушек ради денег?

Скрытая угроза

ДОКТОР психологических наук Олег Заярин считает, что новые негативные телеигры - это угроза замедленного действия. Сначала люди будут смотреть по принципу "что-то новенькое". Потом - чтобы ругать участников и создателей. А в итоге... В итоге простые и добрые телеигры, без хождений по горячим углям и унижений соратников, перестанут... возбуждать. Зрителям будет хотеться чего-то еще острее, еще запредельнее.

Очень хочется, чтобы "русские не сдавались", а то у иностранных продюсеров наготове целая обойма супернегативных игр. "Фактор страха" - участники ложатся в ящик с живыми кусачими крысами и едят перед камерой личинок мух, тараканов и колорадских жуков. "Остров искушений" - любящие пары разлучают и искушают по отдельности на экзотическом острове (статистика разводов участников засекречена). "Маленькое чудо" - демонстрация операций (всегда ли успешных?) в детской больнице в Торонто. "Секс по сигналу" - телезрители рассматривают физиологические особенности пар и голосуют, подходят ли они друг другу для секса. А ведь еще недавно фантастический боевик со Шварценеггером "Бегущий человек" про охоту на людей в прямом эфире казался чудовищной выдумкой...

Смотрите также: