ПРЕЗИДЕНТ России Владимир Путин сдержал данное год назад слово - поднять "Курск" со дна Баренцева моря. Не исключено, что на этом этапе о погибшей лодке власти постараются забыть. Истинная причина катастрофы так и не станет общим достоянием. Между тем на эту операцию Россия затратила, по косвенным данным, около 160 миллионов долларов.
135 секунд на спасение
СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, работающих внутри погибшей подлодки, собирали из военных прокуратур Ленинградского и Московского военных округов. Отбирали самых опытных офицеров. Работая в темноте, где в отсеках стоит вода вперемешку с мазутом, они разбирали деформированное железо, вытаскивали из воды тела, собирали их фрагменты. Страшная работа - лодка в течение года была кладбищем.
Можно с полным основанием сказать, что о ЧП подводники знали. Аварийная ситуация, скорее всего, создалась еще перед первым взрывом, и командир Лячин принял решение отправить в кормовые отсеки всех не задействованных в боевом расчете офицеров и мичманов. Тогда можно понять, почему тела некоторых офицеров из второго отсека были найдены в девятом. Этим же можно объяснить и тот факт, что личный состав в четвертом отсеке уже был одет в специальные изолирующие противогазы. Сделать это в кромешной тьме всего за 135 секунд невозможно.
Смерть застала моряков в разных местах. Возле каюты капитана следователи нашли тело, впечатанное взрывом в потолок. Поначалу решили, что это командир подлодки. Но позже медики сказали, что это не Лячин. Некоторых опознают по нашивке на робе, личным вещам, зубам. Так, к примеру, капитана 3-го ранга Николая Белозерцева опознали по нательной иконе, а одного из матросов - по зубной карте.
Пока же следователи описывают состояние тел и порядок в отсеках. Сохраняют в своих записях любую мелочь, которая может помочь расследованию. Кстати, сейчас можно с полным основанием сказать, что трагедия с АПЛ "Курск" произошла, когда лодка находилась на глубине не более 25-30 метров. Об этом свидетельствует выпущенный перископ, который автоматически убирается, когда подлодка уходит на 30-метровую глубину. Водолазам пришлось его резать два раза, чтобы без проблем поставить "Курск" в крепление под баржей. К этому следует добавить, что рули подлодки были поставлены в положение "на погружение".
Отдельный разговор - "черные ящики". Как говорят специалисты, в АПЛ таких записывающих средств - два. Все они ведут запись работы ядерного реактора и кое-каких датчиков. Но не записывают разговоры экипажа.
Спектакль для шпионов
НЕСМОТРЯ на заверение флотских военачальников относительно того, что искореженную субмарину никто посторонний не увидит, картинку искореженного носа подлодки показали по всем мировым каналам телевидения. Специалистам-подводникам теперь многое понятно и без официального вывода правительственной комиссии. После такого взрыва никакого первого отсека быть не может. К этому можно добавить и официальную информацию о том, что многотонные фрагменты первого отсека уже находятся в Санкт-Петербурге. Вывод - на дне Баренцева моря водолазы отпиливали не первый отсек, а лишь рваные части жесткого корпуса.
В Главкомате ВМФ очень недовольны и тем, что прокуратура разрешила съемку для телеканалов момента выгрузки ракет "Гранит" из шахт АПЛ. Прежде всего потому, что эти ракеты носят гриф "Совершенно секретно" и их показ сравним с разглашением государственной тайны. Но это еще полбеды. Иностранным военным аналитикам эта видеозапись дает возможность увидеть, что в ракетных шахтах "Курска" находятся не ракеты "Гранит", а их более новая и секретная модернизация.
Но это не все о ракетах. Точнее, об их начинке. На борту "Курска" находилось 24 ракеты, из которых 2 - учебные. Боеголовки остальных, скорее всего, начинены зарядом, эквивалентным 300 килограммам тротила каждая. Нельзя исключить и тот факт, что одна-две ракеты в шахтах АПЛ могли быть вооружены и атомной боеголовкой мощностью до 500 килотонн. И хотя официально в ВМФ говорят, что ядерного оружия не могло быть на борту, можно предположить, что они лукавят. Такая боеголовка может находиться в воде не больше двух лет, после чего начнет "протекать".
Вполне вероятно, что, после того как АПЛ "Курск" погибла, Президенту РФ сразу доложили о ядерной боеголовке на ее борту. Тогда и было принято решение поднять лодку через год - обезопасить себя от экологической катастрофы, вытащить боеголовку в нормальных условиях.
...Что касается версий гибели подлодки "Курск", то на сегодняшний день у следствия остается практически одна - взрыв торпеды. Однако первопричина взрыва торпеды до сих пор неизвестна. Илья Клебанов говорит, что ответ кроется в первом отсеке, который остался на дне Баренцева моря. Моряки же уверены, что он в более недоступном месте - в документах правительственной комиссии, которая умеет хранить тайны гораздо лучше, чем море.
Смотрите также:
- Адмиралы знали, что подводники погибли практически сразу →
- Как ищут погибших на "Курске" →
- Военные чины хранят молчание →