НАШ корреспондент оказался в Якутии - в самом сердце российских алмазных копей компании "АЛРОСА".
СВЕРХУ огромные бульдозеры, работающие на дне карьера, и самосвалы, по спирали ползущие на поверхность, выглядели, как мелкие, не очень суетливые насекомые. На улице было минус 50.
Российская сторона демонстрировала представителям южноафриканской корпорации "Де Бирс", как в Якутии добывают алмазы. Единственное, что может остановить работу, - это замерзшая техника. "Если взять рельс и подержать его на этом морозе, а потом сбросить с высоты в несколько метров, он расколется", - говорили якуты, и африканцы, похоже, им верили. За полвека плодотворного сотрудничества "Де Бирс" впервые угораздило оказаться в Сибири среди зимы: до этого они всегда приезжали летом. Повод оказался достойным - новое соглашение. По прежнему соглашению Россия обязана была продавать "Де Бирс" почти 60% ежегодной добычи. По новому пятилетнему Торговому соглашению между "Де Бирс" и "АЛРОСА", подписанному в конце прошлого года, бывший мировой монополист каждый год будет покупать у российской компании 50% (но не более, чем на 800 млн. долл.) от произведенных в нашей стране алмазов вместо 60%. А это значит, что российским гранильщикам будет поставляться гораздо больше алмазов (на 800 млн. долл.). А далее наша доля будет увеличена до 1 млрд. долл.
Ювелирный пылесос
В КАЖДОМ самосвале, выползающем из карьера, может находиться 10-15 тонн породы, а в ней от 20 до 150 каратов алмазов - всего-то 4-30 граммов. После горно-обогатительного комбината все камни независимо от размера и качества доставляются на Якутское предприятие по торговле алмазами. Там различные машины с очень высокой точностью делят алмазы по цвету, весу, размеру и форме. Оценивают алмазы по 14 тысячам позиций: цвет, прозрачность, размер, наличие трещин и т. д. Чем прозрачнее, тем дороже.
Комнаты на этом предприятии напоминают кухню. В шкафах - эмалированные кастрюли, люди кругом - в белых халатах. Директор Глеб Кириллин говорит, что кастрюли для алмазов - самая удобная тара. За неделю одно месторождение может наработать штук шесть таких кастрюль.
Если бы вы увидели что-то подобное на улице, то вряд ли бы даже остановились. По виду необработанные алмазы напоминают грязное, мелко набитое стекло. Кириллин объясняет, что алмазы не всегда прозрачные. Они содержат включения, попадаются даже черные камни.
В комнатах минимум обстановки, у дверей - коврик: надо обязательно вытирать ноги, чтобы все оставалось в помещении.
Если маленький камешек упал со стола и закатился, сразу же приносят специальный пылесос и потом среди собранного ищут пропажу.
В последней комнате оцениваются все камни. Вот рядом лежат два алмаза примерно одинакового размера. Один абсолютно прозрачный стоимостью 20 тыс. долл. Другой - темно-темно-серый и стоит всего 6 долл., он пойдет на стеклорезы, ювелирного украшения из него не получится. Самый большой камень, когда бы то ни было добытый в Якутии, был размером примерно с кулак и весил 1500 каратов. Но оказался, к сожалению, техническим. Ювелирный гигант был размером со сливу - 196 каратов. Мне разрешили взять в руки камень размером с лесной орех. Я сразу ощутил холод. Алмазы почти не нагреваются.
Проигрываем Африке
ЕЖЕГОДНО Россия добывает алмазов на 1,6 млрд. долл. Мы занимаем второе место в мире по добыче алмазов и пятое - по производству бриллиантов. Уступаем только африканской Ботсване. Теперь, с новым соглашением, возможно, мы переберемся на места повыше и россиянки начнут расхаживать в бриллиантах? Директор Глеб Кириллин усмехается. "Насколько я знаю, - говорит он, - половину всех бриллиантов в мире покупают граждане США. Наши работники в карьерах получают порядка 20 тыс. руб. в месяц. Люди на предприятиях - в среднем 8 тыс. руб.". На такую зарплату бриллиантов особо не купишь.
Смотрите также:
- КАПИТАЛИЗМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. "ТОЁТА" - СПЕЦИАЛИСТ ПО ВЫЖИМАНИЮ ПОТА →
- Зачем столице чужие яйца? →
- Все познается в сравнении →