ВОТ уже больше месяца мы наблюдаем развитие аргентинской трагедии. От одного страха перед девальвацией местной валюты - песо - тысячи граждан устроили по всей стране погромы, заставили уйти в отставку пять (!) президентов и продолжают отстаивать право не быть обманутыми властью.
НАШЕ телевидение показывает репортажи из Аргентины весьма скупо. Почему? Скорее всего оттого, что уж больно не в нашу пользу сравнение с 1998-м. А ведь тогда дефолт обесценил наши деньги на 400%, в то время как в Аргентине - лишь на 50. Почему мы не бросились на баррикады, не собирали митинги с требованием отставки Б. Ельцина и вороватых министров?
Оппозиция импотентов
ГАВРИИЛ ПОПОВ, профессор, экономист:
- Как наш народ вел себя после 17 августа - это позор. Через десять лет после установления российской демократии ни одному не пришла в голову мысль, что надо использовать инструменты демократии: вызвать своих депутатов, потребовать, чтобы они делали что-то. Была чисто совковая реакция: бросились в очереди в банки. Затем - в очереди в магазины, чтобы купить, что успеешь. Еще позорнее то, что ни одна политическая партия, ни один политический лидер не обратились к народу с призывом, как надо действововать.
Как долго способен терпеть человек с улицы, прежде чем ему захочется взять известное оружие пролетариата - булыжник?
Известный русский философ И. Ильин в статье "Бессердечная культура" писал, что "политик должен блюсти равновесие в народной жизни". В России это равновесие нарушено. Сегодня люди, потерявшие в лихолетье 1991 - 2000 гг. все свои сбережения, раздражены тем, что "обидчики народа" постоянно вылезают сквозь щели правосудия. Они видят, что иных деятелей (как алмазного вора Козленка) прощают фактически за то, что не "сдают" тех кремлевских и белодомовских политиков, которые их "крышевали". А это значит, что на самом верху продолжают действовать силы и "технологии", которые, казалось, навсегда ушли вместе с эпохой Ельцина.
На этом фоне на удивление мирно звучат слова лидера коммунистов Геннадия ЗЮГАНОВА:
- Мы относительно спокойно восприняли дефолт, потому что народ уже устал бороться с кем бы то ни было. Только в прошлом веке - воевал в Русско-японскую, Гражданскую, Финскую, Великую Отечественную. Потом - почти 50 лет "холодной войны"... Нашему народу не нужно, как в других странах, "бомбить" свое государство. Как "бомбить" страну, где тысячи ядерных зарядов, изношенные атомные реакторы, много крупных гидростанций с уже сгнившими задвижками, почти 30 тысяч особо опасных производств, связанных с химией? Мы не Аргентина, но я глубоко сожалею, что нынешнее правительство толкает страну к аргентинскому варианту.
Но в возможности аргентинского сценария сомневается другой лидер оппозиции - писатель Александр ПРОХАНОВ:
- Наши политические организации не в состоянии поднять восстание, организовать отпор власти. Ни политический - провалены даже выборы в Думу, ни уличный. Маленькой партии Лимонова явно недостаточно для сопротивления. "Трудовая Россия" выдохлась, Анпилов уходит из политической жизни. Оппозиция беспомощна, импотентна.
Назвался груздем...
СЕГОДНЯ у России выбора нет. Назвались капиталистическим груздем - придется лезть в буржуазный кузов. Нравится не нравится, надо привыкать.
Но есть в нашей новой жизни нечто, к чему трудно и, наверное, не нужно привыкать. Это кричащее самодовольство наших "богатеньких буратино", бессовестная демонстрация богатства на фоне бедности большинства. По большей части все даже знают имена этих "ударников капиталистического труда". Знает об этом правительство, знает Счетная палата, прокуратура знает и президент. Но установилось, видимо, удобное для всех молчание.
Вместо Кремля с народом объясняется В. ЖИРИНОВСКИЙ:
- Мы устали воевать, - говорит он. - В России многонациональный народ, нет общей идеи. Да и страна северная. У нас холодно, поэтому трудно организовывать акции, подобные тем, что были в Аргентине, где каждый день +30°. Если даже завтра объявят о чем-то страшном, что страна переходит с рубля на белорусский зайчик, - все будет беспрекословно принято.
Запас прочности
БОЛЬШИНСТВО аналитиков сходится во мнении, что гарантией политической стабильности России является высокий "запас политической прочности" президента Путина.
Но последние опросы ушедшего года, несмотря на предновогоднее благодушие, обнаружили уменьшение числа россиян, "одобряющих деятельность президента", - на 8%. И хотя политолог Г. Сатаров успокаивает нас, что это "всего лишь сезонные колебания, связанные с зимним пессимизмом", благодушествовать едва ли стоит.
На самом деле нас должно волновать не падение рейтинга президента, а то, что вместе с ним вниз покатилась не только вся "президентская рать", но и политики так называемой оппозиции. Похудел (на 8%) рейтинг М. Касьянова, поскользнулся непримиримый "боец за рабочее дело" Г. Зюганов, зашатались испытанный демократ Г. Явлинский и архилиберал С. Кириенко. Сдала популярная женщина-вице-премьер В. Матвиенко. Поплыл вниз даже народный любимец С. Шойгу. Речь, таким образом, идет о признаках кризиса доверия к политической элите вообще.
Смотрите также:
- О президентах и котах, "которые ловят мышей" →
- Без царя в голове, или Кто нами правит? →
- Два Путина, две страны →