Политпрогноз на 2002 год. Что было, что будет

   
   

О президенте

В МИНУВШЕМ году Президент России выглядел настоящим трудоголиком. Действовал быстро, энергично и весьма эффективно. При этом демонстративно избегал царственного блеска и ненужной показухи. Сохранил стабильность, поднял "Курск" и международный авторитет страны, оттачивал уже найденные и вводил новые правила взаимодействия с разными слоями общества: от олигархов до пенсионеров. Пытался заставить нормально работать государственный аппарат.

Под конец года В. Путин два с лишним часа разговаривал с народом посредством теле-, видео- и интернет-технологий. Стране была продемонстрирована готовность президента апеллировать непосредственно к избирателям в случае противодействия его реформам со стороны тайной или явной, региональной или центральной оппозиции или бюрократического аппарата.

Президент не дал развалить Конституцию, лучше, чем кто-либо, понимая, что изменения в конституционном "бермудском треугольнике" президент - парламент - правительство по смыслу действующего Основного закона могут происходить только за счет полномочий главы государства.

В начавшемся году главными задачами Владимира Путина станут преодоление экономических проблем, а также поиски новых форм взаимодействия с исламским миром, чтобы сохранить территориальную и конфессиональную целостность России. Очевидно, будет объявлено о завершении весьма небесспорной реформы федеративных отношений (отмена договоров с регионами, разделение с ними полномочий и ответственности, укрепление "вертикали" исполнительной власти). На эту работу остается последний год. Уже с 2003 года, готовясь к парламентским и президентским выборам, с регионами надо будет опять дружить, но хотелось бы уже по новым правилам.

Депутаты

НА ПАРЛАМЕНТСКОЙ ниве в новом году наиболее серьезные метаморфозы будут происходить с Советом Федерации. Ему предстоит непростой путь от своеобразного бизнес-лобби-клуба до важного участника реального государственного строительства. Не исключено, что многие политические инициативы - урегулирование ситуации в Чечне, укрупнение регионов, судьба Союза России и Белоруссии - будут озвучиваться именно на площадке Совета Федерации. В борьбе за неофициальное лидерство, за влияние на президента страны у палаты возникнут серьезные трения с Государственной думой.

Но сама Государственная дума еще глубже погрузится в партийно-предвыборное строительство. Перед президентом встанет проблема - как реагировать на коммерческую активность депутатов, которая через широкое освещение в СМИ приобретет открыто скандальный характер.

Министры

УЧАСТЬ правительства - быть заложником экономической ситуации и политического планирования президента. Так или иначе в наступившем году будут сломаны корпоративная структура и правила деятельности правительства, в котором крупные финансово-промышленные группировки обладают целыми фракциями собственных министров. Каркас правительства до сих пор базировался на прочной связке: Касьянов - Аксененко - Волошин и на балансе их интересов с интересами группы Кудрин - Греф - Клебанов.

Однако, скорее всего, не политические маневры, а экономические проблемы сыграют ключевую роль в судьбе правительства. Несмотря на победные отчеты конца года, реально темпы роста валового внутреннего продукта снизятся и составят примерно 3,5%. Эксперты, а возможно, и следователи будут ломать голову: куда делись 25 млрд. долл. за 2000 год и 32 млрд. долл. за 2001 год, полученные нашей экономикой в результате благоприятных цен на нефть и газ? Некоторые аналитики прогнозируют новую девальвацию рубля уже в 2003 году. Советник президента А. Илларионов вообще заговорил о банкротстве либеральной экономической политики.

Нервы экономистов и политиков серьезно потрепет призрак аргентинского финансово-экономического краха и массовых волнений населения. В общем, никто не удивится, если следующий год страна будет встречать уже с новым, опять антикризисным правительством, которому придется решать кроме "пожарных" и наши хронические проблемы: произвол монополий, деградация слабых регионов, разложение госаппарата, защита собственности, выведение экономики из тени.

В новом году на экономической площадке активно проявит себя Торгово-промышленная палата во главе с экс-премьером Е. Примаковым. Потеснив и правительство, и РСПП, палата станет главной сценой для диалога отечественного бизнеса и верховной власти в лице президента страны, рупором принципиального изменения экономической политики и, как следствие, перемен в правительстве.

Региональный ландшафт

ЗДЕСЬ ситуация во многом прояснится. Аппетиты крупных финансово-промышленных групп и олигархов, придавленные президентом на федеральном уровне, в полном объеме проявятся и неизбежно столкнутся в провинции. Полем битвы станут федеральные округа. Именно статус и полномочия полпредов президента станут главным инструментом передела собственности и завоевания доступа к сырьевым и денежным ресурсам богатых регионов.

Весьма скоро опасность качественно новой трансрегиональной экономической и, как следствие, политической консолидации бизнеса и власти осознают как президент, так и губернаторы. Она угрожает их власти, а в перспективе и территориальной целостности страны. Результатом такого озарения станет упразднение федеральных округов накануне или сразу после президентских выборов 2004 года. Признательность губернаторов конвертируется в голоса избирателей этих регионов. Что касается полпредов, то они получат государственные награды за объявленную успешной кампанию зачистки местного законодательства.

Поиски выхода из чеченского тупика выльются в острые дебаты вокруг проекта будущей конституции республики. Осложнение ситуации в Ингушетии возобновит разговоры о воссоздании единой Чечено-Ингушской Республики. Впрочем, если лидеры сепаратистов по-прежнему будут оставаться на свободе и вести активную террористическую деятельность, то все эти проекты представят не более чем теоретический интерес.

Главная угроза

ВЗРЫВНАЯ волна терроризма, вырвавшаяся из котла, в котором давно закипал системный кризис исламского мира, абсолютно закономерно забросила Россию в один окоп со странами Европы и США.

Для массового сознания в исламском обществе характерно совмещение религиозных требований с реалиями жизни, допущение возможности достижения "здесь и сейчас" религиозных идеалов. Бог и правоверные как бы сосуществуют в одном пространстве, а не в разных мирах. Поэтому страх и ненависть к более сильной и развитой цивилизации порождают лозунги джихада и суицидальную агрессию. Это конфликт цивилизаций.

Незнание или игнорирование таких особенностей приводит к совершенно неадекватной реакции на угрозу "исламского терроризма". Развернулась борьба с террористами и их организациями (а не с терроризмом как явлением) без попытки осознания и лечения проблем исламского общества. Все существующие международные механизмы и структуры, включая ООН, предназначены для разрешения национальных и межгосударственных конфликтов, а не конфликтов цивилизаций. Начавшуюся цепную реакцию вооруженных противостояний и столкновений - США и Афганистан, Индия и Пакистан, Израиль и Палестина - остановить просто некому. На очереди Ирак, исламские режимы Северной Африки. Далее везде?

В такой ситуации Россия может либо плестись в хвосте кометы войн и конфликтов, дожидаясь собственного распада, либо, используя свой уникальный опыт сожительства православия и ислама, сможет выработать и предложить человечеству противоядие от войны цивилизаций и сохранится сама.

Смотрите также: