Кому принадлежат наши предприятия

   
   

ВРЕМЕНА, когда казалось, что население России питается исключительно западными шоколадками "Марс" и "Сникерс", прошли. Сейчас на какой продукт питания ни глянь - все вокруг российское. Сплошные домики в деревне, масла деревенские, и, конечно, все от природы натуральное... Однако недавно, проезжая мимо пивоваренного завода на окраине Москвы, вдруг увидел развевающийся над ним турецкий флаг. А я-то думал, что пью пиво и поддерживаю отечественного производителя.

В НАЧАЛЕ 90-х годов россияне охотно клевали на импортные ярлыки. Поэтому российские производители на свои товары лепили сплошь западные названия. "В 1992 г.,- пояснил мне представитель российской компании Wimm Bill Dann Юлия Белова, - отечественные компании и продукты доверия не вызывали. Поэтому нашей первой маркой стали соки J7". Сейчас же компания большую часть товаров выпускает под русскими именами, например, "Домик в деревне", морс "Чудо-ягода".

Где-то с 1996 г. вдруг выяснилось, что помидоры из Подмосковья вкуснее голландских, в русской тушенке мяса больше, чем в китайской, а иностранных аналогов привычной "Докторской" колбасы и вовсе нет. Кроме того, российские продукты были дешевле. Так что теперь даже иностранные компании придумывают своим товарам российские имена. В частности, "Растишка" есть только у нас, а во всем мире его зовут "Petit Danone".

Что приносят иностранцы

КАЖДЫЙ третий доллар, привезенный зарубежными партнерами в нашу страну, инвестирован именно в пищевую промышленность. И это не случайно. Деньги здесь окупаются быстрее всего. И иностранцы, как правило, заводы покупают целиком, в отличие, скажем, от нефтянки, где зарубежный капитал владеет лишь частью компании.

Что приносят они в Россию? Естественно, деньги. Например, швейцарская компания Nestle, купив самарскую кондитерскую фабрику "Россия", вложила в нее 80 млн. долл. "У меня перестала болеть голова, где достать деньги, - говорит "АиФ" президент фабрики Алексей Хомяков. - Под гарантии Nestle "Россия" может взять дешевый кредит в любом западном банке".

Иностранный инвестор, как рассказал мне исполнительный директор Экспертного института Андрей Нещадин, приносит не только голые деньги, но и опыт работы в рыночной экономике. В частности, Procter&Gamble, придя на комбинат "Новомосковскбытхим", первым делом провел маркетинговые исследования. Затем популярные в мире порошки Ariel, Taid адаптировал под русские вкусы. А то, например, в Чехии любят, чтобы после стирки у белья был сильный аромат, у нас же наоборот. Или россиянам нужны порошки для ручной стирки, а на Западе их очень мало. К тому же иностранцы начали активно товары рекламировать.

Что отбирают

ПО СЛОВАМ источников в Procter&Gamble, многие российские предприятия в начале 90-х сами искали, кому бы отдаться: подавали заявки в областные комитеты Госимущества с просьбой подобрать им иностранного инвестора в обмен на часть пакета акций.

Естественно, иностранцы приходят в Россию не для того, чтобы нас спасать. Для них главное - прибыль. "Западные компании, как правило, сразу занимают первые места в своей отрасли, - рассказали нам в "Леонтьевском центре" Санкт-Петербурга, где экономисты изучали эту проблему. - И начинают теснить конкурентов. Danone, придя в Россию, захватил 40% рынка йогуртов".

Вообще иностранцы не такие уж добренькие, как могло показаться. Первым делом они проводят реорганизацию производства. В среднем сокращают до 20% персонала. Бывает и больше. Тот же Procter&Gamble уменьшил число работников вдвое. В первую очередь расстались с пенсионерами. Во все финансовые службы были приглашены западные специалисты. Правда, параллельно начали обучать российские кадры, и сегодня на заводе осталось всего два иностранца: начальник одного из производств и гендиректор.

Конечно, России нужны иностранные инвестиции. В результате граждане получают качественные товары, рабочие - места, а российский бюджет - налоги. Однако наши западные партнеры - тоже не в убытке. "Прибыль, которую они получают в России, вдвое больше, чем то, на что они могли бы рассчитывать на Западе, - говорит Лев Савулькин, эксперт "Леонтьевского центра". - Во-первых, в России издержки ниже (тем же рабочим можно платить меньше, чем в Европе), во-вторых, рынок качественных товаров здесь практически не занят, так что объемы производства гораздо больше. По нашим оценкам, прибыль западных компаний в России доходит до 15% от объема производства - это десятки, сотни миллионов долларов!"

Смотрите также: