Культура и власть: взаимный страх

   
   

ВОТ ведь парадокс! При всех своих проблемах Россия продолжает оставаться культурной, порой авангардной страной. Наши музыканты, актеры, танцовщики, режиссеры хоть и продолжают растворяться в мировом пространстве, но на их места приходят новые. На протяжении 40 лет этот процесс отслеживает наш легендарный джазмен, виртуозный саксофонист Алексей КОЗЛОВ. О состоянии нашей культуры мы и решили с ним поговорить.

- АЛЕКСЕЙ Семенович, мы привыкли гордиться своей классикой. Но, к сожалению, не она определяет общий культурный уровень страны. А каков он на самом деле?

- Когда слышу это слово, сразу думаю о масскультуре, потому что она полностью подменила то, что раньше было культурой. Все средства массовой информации пропагандируют только прикладное, популярное развлекательное искусство. А классика, джаз, рок, фольклор и многое другое находится в области так называемой субкультуры, проще говоря, в своеобразном подполье.

Ничего в современной России не известно и о контркультуре. Вспомните, какое колоссальное давление оказали в конце 60-х - начале 70-х рок-музыка и движение хиппи на администрацию США, заставив прекратить войну во Вьетнаме. Ведь рок был музыкой протеста, настоящей контркультурой. А у нас сейчас ее практически нет. Есть агрессивная, громкая музыка, напоминающая рок, но в ней протеста нет, вместо него - эпатаж. Чтобы протестовать, надо иметь свою концепцию жизни и не бояться властей. Но общество, где нет контркультуры и где масскультура подменила собой все, - это нездоровое общество. Хотя наша страна так быстро меняется, переходя к "караванному капитализму", как сказал Василий Аксенов, что требовать чего-либо от нынешней молодежи пока еще рано. Она инфантильна и к борьбе не готова.

- А какова роль таких рокеров советских времен, как Гребенщиков, Макаревич, Шевчук, Градский?

- Во времена советского подполья она была колоссальной. Сам факт, что они не опускались до ВИА и исполняли в подполье свои, незалитованные песни, сделал их героями, символами протеста. Они не пели открыто против советской власти, пользовались эзоповым языком, держа "фиги в кармане". Иначе исчезли бы в небытие. Став респектабельными, многие из них представляют собой скорее музей протеста. Какая-то энергия недовольства осталась у Шевчука. Жаль, что сошел с этой дороги и Бутусов. А Саша Градский напоминает больше оперного певца.

Про новых "героев" мне просто не хочется говорить. Это борьба за популярность любыми средствами. Причем некоторые, типа Шуры, борются за нее, идя на любой эпатаж, а другие - наоборот - становятся правильными, придворными, угодными властям. Большого успеха на этом поприще достигли Олег Газманов, Надежда Бабкина. Группа "Любэ" стала узаконенной разновидностью антивоенного протеста. А ведь сколько сейчас талантливой молодежи, не желающей продаваться, приспосабливаться, которая хочет заниматься только любимым делом! Но пробиться, не имея связей, спонсоров или просто богатого папашу-банкира, практически невозможно.

- Но и раньше было так же. А вы пробились.

- Во-первых, я пробивался несколько десятилетий, и спасло меня то, что никогда не продавался ни властям, ни советской эстраде. И, во-вторых, обходить советские идеологические барьеры было гораздо легче, чем сейчас экономические. Мы даже овладели партийной демагогией. К тому же джаз и даже рок нередко поддерживались комсомолом, его наиболее мыслящими представителями. Сейчас это уже забыто, но тогда КПСС и ВЛКСМ нередко вступали в скрытые конфликты по поводу форм работы с молодежью.

- А многим ли сегодня нужен тот же джаз?

- Джаз всегда был и будет необходим определенной части россиян, процент которых не меняется со временем и не зависит от моды. Кто такой джазовый фанатик? Это человек специфического генотипа, с особой энергетикой, способный ощущать "драйв". Это, прежде всего, неприспособленец, свободолюбивый индивидуалист. Предприниматель нового типа - это скорее джазовый человек. Он должен все время импровизировать в бизнесе, опережая своих конкурентов, делая синкопу. Иначе прогорит. В тоталитарных государствах не зря запрещали джаз. Он неуправляем и непредсказуем.

- Несколько слов о современной молодежной культуре и ее главном атрибуте - дискотеке.

- Дискотечная культура держится давно и прочно. "Диско" убило главный признак музыки ХХ века - синкопу, или смещение сильной доли, переведя ритмическую основу жизни на тупые сильные доли, подменив драйв мощностью звука. Став музыкой вялых и безвольных людей, оно подмяло под себя и рок, и рэггей, и техно, и хип-хоп, и новую волну. Вот уже более пятнадцати лет не появляется ничего принципиально нового. И за этим стоит, как мне кажется, хорошо отлаженная стратегия мировой машины поп-бизнеса, культивирующая дискотечную культуру с ее вечным спутником - наркотиками. В наиболее развитых странах наверняка действует четко организованная вертикаль от самых верхов до мелких наркоторговцев. Все новое, что не относится к дискотеке, может отвлечь от нее потенциальных клиентов. Поэтому настоящая музыка и вытесняется в субкультуру, на голодный паек.

- Тема нашего разговора не может обойти стороной телевидение.

- Вопрос для меня больной и серьезный. Я считаю, что те, кто отвечает за всю пошлость передач последних лет, скрываясь за так называемый рейтинг, развращают целую нацию.

Наше телевидение - это показатель глубокой болезни общества. Один из главных симптомов болезни - вырождение русского языка в СМИ. Наш родной язык исковеркан в устах теле- и радиоведущих. Постоянный жаргон в рекламе, рассчитанной на "морлоков" из "Машины времени" Г. Уэллса. Если лет сорок назад кто-то говорил "библи`отека" или "п`ортфель", это вызывало усмешку у нормальных людей. С такими не общались городские жители, это была "дярёвня". А сейчас слова "кат`алог" или "позв`онишь", не говоря уже о неграмотном словосочетании "хорошее качество", звучат из уст не только дикторов-провинциалов, но и государственных чиновников. О депутатах я умолчу.

Что бы там ни говорили о росте экономики, глядя на голубой экран, замечаешь, как нищает страна. Вместо прекрасных фильмов уровня "Оскара", которые когда-то шли на НТВ, мы все больше довольствуемся дешевыми зарубежными ужастиками и примитивными триллерами. В ход пошли все без разбора старые советские фильмы, где все "белые" - плохие, а "красные" и чекисты - хорошие. Что можно требовать от мальчика, насмотревшегося "Неуловимых мстителей"? Что убивать благородных офицеров можно и похвально? А "За стеклом" - это уже похоже на конвульсии умирающего.

- И напоследок - а нужна ли сейчас контркультура? Против чего протестовать?

- Причин для протеста - хоть отбавляй. И у каждого они свои. Я, если удается, выражаю свой протест против российской лени, вечного желания жить на халяву, против пропитавшего все большевизма. Против возврата гимна, против того, что Ленин все еще в Мавзолее, против инфантильности и беспринципности молодежи. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Смотрите также: