В СКАНДАЛЬНОЙ хронике России все чаще фигурируют бритоголовые. Одни считают их фашистами, другие - "санитарами российских городов". Где правда, а где ложные страхи?
С руководителем Центра по предотвращению экстремизма Института социологии РАН профессором Эмилем ПАИНЫМ беседует Вячеслав КОСТИКОВ.
- ВОПРОС ребром: угрожает ли России национализм?
- Рост национализма в России неизбежен. Такова судьба всех распавшихся империй. Но многовековой опыт жизни в многонациональном государстве привел к тому, что русские стали одним из самых этнически нейтральных народов: "лишь бы человек был хороший".
- Что же с нами случилось? Почему во многих бедах мы виним "инородцев"?
- С распадом СССР этническое самосознание русских растет быстрее, чем у других народов. Отчасти это связано с демографией. За 10 лет число русских сократилось на 2 млн. Это воспринимается очень болезненно.
- А как же с "великой дружбой народов"?
- Дружить и сегодня согласны. Однако платить за дружбу охотников все меньше.
- Но политики должны объяснить, что иногда выгоднее приплатить за дружбу, чтобы не пришли "дружить против нас" другие...
- Пока политики больше мешают. К сожалению, даже ряд политических партий использует знамя национализма в борьбе за политическое влияние.
- А позиция Государственной думы?
- В борьбе за политическое выживание и она готова поспекулировать на национализме. Крайне негативна роль "региональных баронов". Некоторые из них строят свою популярность на откровенной ксенофобии.
- Может быть, это попытка защитить экономические интересы коренных жителей?
- Как правило, такая "забота" приводит к обратным результатам. После сталинской депортации крымских татар земледелие пришло в упадок, многие земли опустынились, так как татары унесли с собой тонкие секреты ирригации. Если сегодня убрать, скажем, азербайджанцев с наших рынков, как призывают некоторые, то получим тот же эффект: нарушится отлаженная система снабжения, взлетят цены. Нужно не изгонять кого-то, а защищать интересы всех желающих торговать. В том числе русских крестьян.
- Но у населения есть и реальные, обоснованные страхи. Рост этнической преступности, наркоторговля...
- То, что наркобизнес - заповедник инородцев, - это один из мифов. Доля русских в наркоторговле составляет 53,3% и продолжает расти. Региональные сети распространения почти полностью контролируются русскими. По данным МВД, среди лиц, привлеченных к ответственности за незаконный оборот наркотиков, 70% - русские. А возьмите распространение наркотиков среди молодежи. Основные места - это клубы, дискотеки, университеты, дорогие рестораны. Там жесткий фейс-контроль, и пронести наркотик может только "лицо славянской национальности".
- В какой социальной и возрастной "зоне" самые опасные очаги нацистской инфекции?
- Сегодня опасны маргинальные слои, выброшенные реформами на обочину жизни. Опасная среда - 100-тысячный корпус военных в Чечне. Их там считают оккупантами, всячески унижают. Это деморализует.
- Ну и, наверное, нищета?
- В самых бедных районах России национализма меньше. Разлагающе действует резкая поляризация по доходам. Очаги национализма - крупные города, где особенно заметно неравенство в доходах, и богатые районы юга России.
- Наши бритоголовые - это преимущественно молодежь...
- Да, по данным МВД, в молодежных экстремистских организациях сегодня состоят 10 000 человек. Эксперты называют - до 30 000. Опасна не только сама цифра, но и то, что русские фашисты сконцентрированы в 5-6 крупнейших городах России. Есть тенденция считать их "хулиганами" или даже футбольными фанатами. Но у фанатов нет идеологии, они бузят лишь в рамках спортивной среды. Скинхеды остро идеологизированы. У них кумир - Гитлер, нацистские штурмовики.
- Есть ли в России прямая угроза фашизма?
- События во Франции, где за лидера местных наци в 1-м туре президентских выборов проголосовало почти столько же французов, сколько за действующего президента Ж. Ширака, свидетельствуют о том, что фашизм не "страшилка", а реальная угроза даже в благополучных странах.
Наши скинхеды тоже осознали, что на них есть спрос. Некоторые их лидеры открыто говорят, что выполняют заказ "больших дядь" из Государственной думы да еще "намекают", что в Кремле поддерживают их планы. Известно, что в ряде городов милиция использует национальный криминалитет в борьбе с этническими группировками. Национализм становится опасным, когда общество утрачивает чувство его опасности. По опросам социологов (ВЦИОМ), 50% москвичей поддержали погромы на московских рынках. А власти реагируют вяло. Бритоголовые - это предвестники более тяжелой беды. Фашизм сам по себе не приходит. Если национализм организовать и оснастить идеологией, в итоге получается фашизм.
Смотрите также:
- ЧУЖИЕ "ГОЛОСА". "Демонстрации в СССР" с французским акцентом →
- С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИКА. До Европы - пять веков? →
- Первая капиталистическая война новой России →