В прицеле - черный "Эдельвейс"

   
   

НА МИНУВШЕЙ неделе все мы с напряжением следили за боем, который вели российские пограничники с бандой Гелаева. Тогда погибли 8 наших ребят - вечная им память. А в Грузию удалось сбежать лишь нескольким, изрядно побитым бандитам. С передового рубежа обороны возвратился наш специальный корреспондент Владимир СВАРЦЕВИЧ.

РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКАЯ граница тянется почти на тысячу километров. Самый опасный участок - чеченский - 82 километра. Ежесуточно на его охрану выходят около 1000 пограничников.

- В классическом понимании между Россией и Грузией границы нет, - говорит начальник штаба Северо-Кавказского регионального управления погранслужбы РФ генерал-лейтенант Валерий Путов. - Мы стоим здесь почти 10 лет, и граница по-прежнему не демаркирована. Как была она в период СССР административной границей, так и осталась.

Вызываю огонь на себя!

ВЕРТОЛЕТ идет в ущелье Кериго, периодически отстреливая ракеты-"тепловушки", на случай, если по нам засадят из "стингера". Поле боя усыпано куполами парашютов от осветительных мин. Именно здесь, на крошечном скалистом пятачке, размером с однокомнатную квартиру в "хрущевке", и шел кровопролитный бой, который более 10 часов вела группа пограничников, окруженная боевиками.

Старший лейтенант Руслан Кокшин, командир группы:

- Два часа гнались за боевиками почти по краю ущелья, на высоте около 3 тысяч метров. Ближе к сумеркам нарвались на засаду. По нам стали бить из 7-8 гранатометов одновременно. Затем несколько вражеских атак. Мы их отбили. Заняли оборону на краю пропасти - кусок скалы и площадка метров пять на пять. Чтобы не обнаружить себя, молча просидели до утра. А боевики рядом - наверху, на каменном козырьке, почти в трех метрах. Мы же лежим, не дышим.

Светало. Увидел своих. Вроде все живы. Сержант Максим Приходько показывает пальцем - над тобой ходит боевик. Чеченца подвело любопытство - он выглянул с козырька. Макс разнес ему башку из подствольника. Второго он срезал автоматной очередью. Лежавший рядом со мной прапорщик завалил третьего, практически в упор, с двух метров. Четвертого, с фонариком на голове, застрелил я. Трупы покатились в ущелье. Шум поднялся, как на базаре. Чеченцы заорали "аллах акбар" и опять начали долбить по нам в упор из гранатометов. Ранило четверых бойцов...

РЯДОВОЙ Сергей Щербинин, санинструктор:

- Мы за ними шли, как за волками на охоте. Когда пацанов посекло осколками гранаты, я бросился их перевязывать. Максим Приходько прикрывал нас огнем. Смотрю, раненые бойцы, бледные от потери крови, но хватаются за оружие. Володя Усольцев, потерявший от ранений зрение на один глаз, стреляет из подствольника. Морщась от боли, с осколками в обеих ногах, строчит из автомата Коля Булгаков.

Сержант Максим Приходько, командир отделения:

- Огонь был шквальным. Такое даже в американском кино не показывают. Каждую минуту - выстрел из РПГ-7. Чеченцы виртуозно стреляют из шайтан-трубы - не с плеча, а прижав гранатомет к бедру. Они поливают из автоматов длинными очередями, выпуская без остановки весь рожок (30 патронов). Не знаю, как мы остались живыми. Наверное, родились в бронированных рубашках. С испугу три раза "умирал" и прощался с родителями. До сих пор в ушах стоят их крики "аллах акбар" и пулеметные очереди. Даже ночью просыпаюсь.

"Чехи" дали хорошее имя своей группе - "Эдельвейс", по названию красивого горного цветка. К тому же они пижоны - одежда на них на штуку баксов. В рюкзаках конспектики по минно-взрывному делу, пахнущие женскими духами.

Чеченцы, видимо, недоучки! Зачем таскают с собой учебник физики за 10-й класс? Затем понял, найдя тетрадные листы с лекциями о том, как сделать бомбу в домашних условиях или подорвать подводную лодку. Среди холодного оружия - полуметровые тесаки прошлого века и испанские ножи - "Король джунглей". В этой игрушке - компас, стреляющие иголки и маленький гарпун. Сталь классная - одним ударом перерубает автоматный патрон.

Рядовой Николай Николаев, пулеметчик:

- Сидя за скалой, увидел троих боевиков, заходящих к нам в тыл. Меня они не видели: в это время пускали зеленые ракеты - сигнал "я свой", стараясь обмануть наших минометчиков. Ну, сволочи, подождите! Хотел по всем сразу шмальнуть одной очередью, но потом завалил их по одному, как в тире, метров с десяти. Так что "своими" они не стали.

Сержант Максим Приходько, прикрывший в бою командира группы:

- "Духи" нас окружили. Силы были неравные, нас оставалось восемь человек, к тому же четверо - раненые, двое убитых. Патронов осталось на полчаса хорошего боя. Командир приказал: "Макс, вызывай огонь на себя!" По рации я говорил тихо, а оказалось, кричал в отряд: "Шквал"! "Шквал"! Я "Багор". Слушайте все!"

- "Багор"! Вас слышу, я "Прибой", - неожиданно откликнулся капитан Рыспек Мамыров.

- Нас окружили, товарищ капитан. Патронов - кот наплакал. "Духи" херачат по нам из РПГ-7. Бейте по нам. Другого выхода нет.

Капитан Мамыров нашел выход - отсек боевиков стрельбой из АГС (станковый автоматический гранатомет). Вскоре подошла помощь. К этому времени почти не осталось патронов. В качестве трофея бойцы прихватили вражеский гранатомет РПГ-7. Благо мы не воспользовались им в бою. Чеченцы специально подбросили его пограничникам в качестве "сувенира": в пороховом заряде было заложено 50 грамм пластита. Стреляющему просто отрывает голову.

Шприцы в голове

ПОГРАНИЧНИКИ честно признали отменную физическую подготовку чеченских боевиков. Они подсчитали, что группа в 30 человек, пересекая грузинскую границу, тащила в наш тыл около полутора тонн груза. По горам шли, как заправские альпинисты, спускаясь на веревках с отвесных скал. Например, по склону в 75° они практически бежали вверх, одновременно стреляя вниз по пограничникам.

Специалисты говорят, что без допинга здесь не обошлось. В захваченных трофейных рюкзаках - набор энергетического питания: изюм, курага, шоколад "Аленка", сушеная говядина, бульонные кубики "Магги". В одной из записных книжек простейший рецепт суточного питания в горах - шесть "сникерсов" и литр воды.

Моральный дух, судя по их видеозаписи, они поднимали пением молитв и песен под гитару. В личных аптечках - наркотики, начиная от героина, кончая маковой соломкой. Среди обезболивающих средств - промедол, нубаин. В широком ассортименте - препараты, подавляющие страх и повышающие агрессию.

Но один сюжет из трофейной видеосъемки потряс даже офицеров. В кадре - сидящий на земле полуобнаженный боевик. Иногда он подергивал руками, шепча какие-то слова. В его голове торчали два шприца, третий - в спине. Специалисты ФСБ предполагают, что таким способом происходит закачка психотропных средств в организм шахида - воина-смертника. Для смелости.

Фото автора и пресс-центра ФПС РФ, информационной программы "24" телеканала Ren TV

Смотрите также: