"ХОРОШО пошла. Всегда хорошо идет" или "Картошечка, грибочки, огурчики, селедочка". Что первое приходит в голову? Водка? Отнюдь. Так недавно рекламировали минеральную воду "Салют, златоглавая!", поэтому все эти ассоциации должны возникать при виде бутылочки с водой.
Водка вместо воды
РЕКЛАМЩИКИ схитрили. Вы видели такую минералку? И не увидите, потому что это марка водки! А что касается минералки, то таковой было произведено всего-то 500 бутылок. "Рекламировать спиртные напитки запрещено, - говорит руководитель отдела рекламы МАП России Сергей Пузыревский, - поэтому производители водки и пошли на такую хитрость. Даже этикетки наклеили одинаковые, только на одной крупно - "Водка", а на другой едва различимыми буквами - "Минеральная вода". Но ролик удалось оштрафовать и убрать из эфира".
Однако штраф в размере 20 тыс. руб. вряд ли напугает рекламщиков, когда они готовы платить до 40 тыс. долл. за минуту. Тем не менее каналы снимают из эфира "наказанные" сюжеты. Вот только пропадают эти ролики с наших экранов после того, как они изрядно поднадоели зрителям.
Не бейте капусту!
ПОМНИТЕ рекламу, в которой дедушка "воровал" чипсы "Лейс" у собственного внука, пока малыш не положил в пакет мышеловку? Не прошло и года, как в этом ролике разглядели "дискредитацию авторитета родителей и воспитателей". "Дети знают все ролики наизусть, - говорит юридический советник Конфедерации обществ потребителей Светлана Завидова, - и жестокость в рекламе может привести к детской агрессии". Поэтому исчез сюжет, в котором ребенок в супермаркете бьет человека, одетого в костюм ненавистной ему капусты, из-за того, что "дети любят фрукты".
А молодежь предпочитает пиво, теперь самые умные, нарядные и меткие за "Клинским" не ходят. В одной рекламе ребята пили его на пляже, в другой - бегали по железнодорожной станции. Но купаться и ходить по железнодорожным путям в нетрезвом состоянии опасно для жизни. Ролик оштрафовали и убрали из эфира.
Запрещено законом использовать детей в рекламе недетских товаров. Поэтому пропал сюжет, в котором мальчик при виде тети Аси рвал все простыни. Однако до сих пор в рекламе девочка учится кулинарным премудростям с помощью масла "Олейна". Едва ли подсолнечное масло является детским товаром.
Некоторые ролики претендуют на нестандартность, но выглядит это, по крайней мере, неэтично. Например, реклама сока "Любимый сад". "Ты видел ИХ САД? Яблоки глянцевые, а пользы никакой!" - говорит дедуля внуку, явно намекая на то, что у конкурентов с названием "Фруктовый сад" соки худшего качества. Или мыло "Дав", которое "на четверть состоит из увлажняющего крема". "Твердого крема или крема в мыле не бывает, - говорит руководитель испытательного центра независимой экспертизы косметических средств Института пластической хирургии и косметологии МЗ РФ Ольга Тимофеева-Дубовская. - В "Дав" нет компонентов, используемых в косметических кремах".
"Большинство рекламодателей учитывают законодательство, но не обращают внимания на мораль, - продолжает Светлана Завидова. - В рекламных роликах много жестокости и агрессии. Чего стоит реклама жвачки "Джусифрут", в которой проводят испытание на любителях халявы: возьмет жвачку из капкана или нет? Но закон этого не запрещает".
"На Западе лозунг рекламщиков "Обольсти, но не обманывай", - говорит гендиректор Рекламного совета России Дмитрий Бадалов. - У нас пока не так, но в России постепенно формируется цивилизованный рынок рекламы". Добропорядочные рекламодатели следят за тем, чтобы реклама учитывала законодательство и мораль, ведь главную оценку им ставит зритель. Всего в прошлом году МАП рассмотрело 10 865 фактов нарушения рекламного законодательства, а за счет штрафов казна пополнилась на 3 млн. рублей (около 100 тыс. "зеленых", или одна рекламная пауза в вечернее время).
Анекдот в тему
Саша купил акции "МММ" на 100 рублей, а Паша - акции "AVVA" на 300 рублей. Оба в итоге получили шиш в кармане. А если нет разницы - зачем платить больше?