АВГУСТ у нас часто связан с драматическими, а то и трагическими событиями. В интервью "АиФ" руководитель Фонда эффективной политики Глеб ПАВЛОВСКИЙ предсказывает, что наступивший последний месяц лета также не будет тихим и беззаботным: Россию затягивает в предвыборный водоворот.
- КАК вы думаете, почему вместо ожидаемого затишья август то и дело приносит сюрпризы - например, путч в 1991-м, финансовый кризис в 1998-м, назначение В. Путина премьером в 2000 г.?
- Для потрясений и катастроф всегда есть мистические объяснения. Мое самое простое - прорыв отсроченных дел в политику. Это похоже на отложенный спрос. Встряски есть круглый год, но под конец лета они задевают нас за живое. Жара смягчает, телевизионный гипноз ослаб, и жестокая реальность вторгается в мозги ротозеев, как в масло. Спохватываешься, что отступать некуда, откладывать нельзя, пора браться за дело.
Вопрос: есть ли в этом августе шквалистый потенциал? Да, он огромен. В экономике неровное, но явное оживление. Кто-то успешно выбирается из депрессии, и у таких появляются новые интересы. А где интерес, там жди конфликта интересов. В России всходит живое социальное тесто, молодые люди - кровь экономики. На подходе более образованное и сильное политическое поколение. 20-30-летние не готовы отложить себя "на потом". Суверенитет для них значит право самим решать свои вопросы, быть хозяевами у себя в доме, на улице, в городе и в стране. Но демократические партаппаратчики ничего такого не предлагают. Партии гниют на корню, их не видят нигде в России, кроме Москвы. Потому в стране все чаще искрит и потряхивает.
Недавний пример - наводнение на юге России. Пока Путин туда не нагрянул, политиков на тонущем Ставрополье не видали. Там же не выборы, там всего лишь потоп! Или вот армянский погром в Красноармейске, где часть населения встала на защиту местных от чужаков. Тоже своего рода "потоп". Люди взбешены, их рабочие места занимают иностранцы, привычная городская среда криминализуется. Нелегальная иммиграция - это всеевропейская проблема.
Но когда проблемы решаются поножовщиной - это гражданская катастрофа. Это значит, что местной политики нет, на людей махнули рукой. Театр, где актеры не видят, что зал пустой, а зритель уже на улице выворачивает колья. Кому интересно слушать споры о "цифрах роста", когда нельзя самому напрямую участвовать в экономическом росте и в выгодах от него? Повсюду требуют экономической демократии. А гражданам в ответ - марш на место и плати двойной тариф! Так не пойдет. Политики, готовящие реформы энергетики и ЖКХ, отстранив избирателей, готовят России то, что было в Воронеже, Ульяновске или Красноармейске. Было там штормовое предупреждение или нет? Только не для депутатов Госдумы. Так пусть не удивляются, если, вернувшись из отпусков, опять не узнают страны.
Дело идет к смене поколения власти. Старые кадры, как тромб, сдерживают политическую кровь, сосудам требуется шунтирование. В демократической стране шунтирование называется выборами. Недаром развернулись предвыборные интриги, а до августа-2003 еще целый год.
- Что покажет шунтирование? Каких сюрпризов нам ждать от парламентских выборов?
- Электорального передела. Сегодня думские лидеры в Ницце делят между собой округа. Только вот бы их самих избиратель не переделил. Люди стали другие, а партии все прозевали. Им бы начать с анализа новых интересов, а не с того, как "попилить электорат". На Думу надвигаются новые партии - и на правом, и на левом фланге. А вероятно, и в центре. Обновится и думский состав старых партий, тех, конечно, кто пройдет в Думу. Масса признаков того, что избиратель намерен повычеркивать старое политическое поколение из бюллетеней. Потом те снова побегут жаловаться на "невероятные результаты" выборов и "черный пиар"!
- Как вы расцениваете неожиданную давку на центристском поле, вызванную появлением "Партии жизни"?
- Как признак аппаратного недовольства "Единой Россией", попытку занять место главного критика ее слабостей. Доходное место. На выборах можно превратить эту роль в проценты. Интересный проект, но в слабом исполнении. "Партия жизни" - пока не более чем газетный заголовок, а у "единороссов" 30 процентов рейтинга. Впрочем, если центристы закуклятся и прокиснут в Думе, за ними придут более опасные конкуренты.
- Что станет главной интригой президентских выборов?
- Ясно, что Путин победит любого и останется на следующий, последний для него срок. Тем самым выросла ценность второго места на этих выборах. Тем более возник шанс, что на второе место впервые не выйдет Зюганов. Место проигравшего Путину становится призовым. У "второго-2004" есть реальная перспектива оказаться президентом-2008.
Это создает повышенный интерес к правому флангу и центру, то есть к некоммунистическому избирателю. Но политики его пока в упор не видят, у них тут конь не валялся. Вожди "правых" пока не тянут на "второго", а Жириновского во вторые не пустит народ. Думаю, российский избиратель скоро нас поторопит. Ждите большой свары за лидерство в новом правом поле. Подтянутся и незнакомые фигуры, не обязательно либеральные. Кстати, если явятся новые сильные кандидаты справа и слева, то, с учетом КПРФ, победа Путина может не вписаться в один тур. Процентов не хватит.
- Может ли "семья" выдвинуть своего кандидата?
- Как говорил герой Стивенсона, "мертвые не кусаются". Призрак не может выдвинуть своего кандидата. А "семья", была она или нет до президента Путина, при нем не более чем призрак прошлого, бесперспективный миф.
Смотрите также:
- ПИСЬМО. Уважаемые политики и общественные деятели! →
- Глеб Павловский: "Россия в зените стабильности" →
- Дорулят ли до 2000-го? →