Герман Стерлигов: "Национальная идея России - православие"

   
   

ГЕРМАН СТЕРЛИГОВ - один из первых отечественных миллионеров, создатель биржи "Алиса", запомнившейся народу по рекламным плакатам с изображением большой собаки. Сейчас он держит гробовой бизнес. Как оказалось, за последние годы его мировоззрение неожиданно для многих изменилось. В распоряжении редакции оказалось интервью с бизнесменом, и мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с его взглядами на основные вопросы нашей жизни.

- НАЧАТЬ хотелось бы с вопроса о вашем понимании так называемой национальной идеи России. Еще недавно эта тема была одной из самых горячих.

- Я думаю, что национальная идея, как и любая другая, может быть духовной и бездуховной. Когда она бездуховна, она перерождается в фашизм и приводит к гибели людей и народов и развалу государства. Если национальная идея духовна, она жива и дает жизнь народам. А это означает, что только в том случае, если людей объединяют не материалистические, временные интересы и не общие враги и общая ненависть, а единая вера, только тогда они из толпы превращаются в народ. А без Бога, как сказал поэт, "нация - толпа, охваченная слепым пороком, или глуха, или слепа, или, еще страшней, жестока. И пусть на трон взойдет любой, охваченный высоким слогом, толпа останется толпой, пока не обратится к Богу". Бездуховная толпа, бездуховный национализм - это толпа убийц, которые растерзают сначала окружающих, а потом друг друга. И тому доказательство - сатанинский национализм от Германии до России.

- Национальная идея России - это православие. Все остальное - обман. Так сложилось, что Россия приняла эстафету православия, но почти успела от него отречься, и все-таки пока только Россия может называться оплотом православной духовности.

- Это простая констатация исторической реальности - только православие смогло сплотить в России совершенно разноплеменные народы вокруг государственного стержня и не позволило совместной жизни превратиться в беспрестанную религиозную войну. Никогда никакая другая религия не справлялась с ролью стержневой конфессии России. Только с помощью Божьей, благодаря православию, возникла та страна, которую с гордостью сотни лет называют Россией.

- Мы постоянно видим, как чиновники различного ранга демонстрируют "себя на фоне церкви". Искренни ли они?

- Правила Святой Церкви четко определяют, что значит быть православным. Человек, который не живет по этим правилам, но называет себя православным, обманывает себя и окружающих.

А жизнь по правилам Церкви довольно сложна и сильно отличается от жизни безбожной. Такую жизнь невозможно или почти невозможно вести тайно, потому что она предполагает общественное богослужение, исповедь и причастие, что, кстати, редко делают те самые чиновники, которые демонстративно участвуют в церковных праздниках. Это требует подготовки. Поэтому православных в отличие от, так сказать, электората, т. е. в основном людей безбожных, практически невозможно ввести в заблуждение. Можно обмануть в чем угодно - в финансах, на выборах, но не в вопросе "наш или чужой". Если мы и ошибаемся, то очень короткое время.

- Что такое, по-вашему, православная Россия как государство?

- Православная Россия с точки зрения православного человека - это ограда для Церкви. Функция государства - не в привлечении сюда людей, а буквально в ограждении - чтобы не мешали Церкви служить и молиться Богу. К этому приложится все остальное - от богатства до обороноспособности. Потому что это тот колоссальный духовный фундамент, который созидает жизнь в державе. Для верующего человека - это помощь Божья, для материалиста - это стержневое основание семейно-государственной жизни, без которого разрушается и семья, и государство. Кто хочет - зайдет, а кто не хочет - не надо.

- Но современному государству не просто это сделать, так как существуют и международные договоренности, и конвенции о правах человека. Да и государство у нас сегодня не очень сильно. Могло ли оно в более жесткой форме участвовать в недавнем конфликте с католической церковью, которая вознамерилась создавать на территории России собственные епархии? Нужно ли было нарушать былые договоренности?

- У православного человека не может быть никаких договоренностей с дьяволом. Подобный случай описан в Евангелии, когда Ирод-царь пообещал перед гостями блуднице Саломии исполнить любое ее желание. И она неожиданно попросила его то, что даже его желаниям противоречило, - голову Иоанна Крестителя. И во благо было бы ему не сдержать клятву, и в доблесть бы ему было не выполнить обещание, но он обрек себя на вечную погибель и вечный позор, сдержав свое слово. Кстати, Ирод кончил очень плохо. Не дай Бог держать такие клятвы и такие обещания, которые губят души миллионов людей.

- Вы решили принять участие в выборах губернатора Красноярского края. Но ведь жизнь губернатора более светская, чем духовная. Она насыщена политикой, что само по себе уже требует значительной "гибкости". Работа губернатора, наверное, ограничит вас в ведении религиозной православной жизни? Что вообще вас подтолкнуло к этому шагу?

- Вспомните православных князей и православных царей. Это светская жизнь православного христианина. Вот скажите, от чего я должен буду отказаться в случае избрания? Не читать утреннюю и вечернюю молитву? В церковь ходить в воскресенье обязан. Какой он губернатор, если не найдет времени для посещения в воскресный день церкви? Как бегать по утрам - так время есть, а как в церковь сходить - так нет. Врать буду обязан? Я обязан говорить правду. Я обязан сокрушать врагов Веры и врагов Отечества, а не торговать своей Родиной. Как раз только православный губернатор и может быть защитником земли.

Да, православный человек видит окружающий нас мир по-своему. Не может даже речи идти о том, что он, например, будет работать в здании нынешней краевой администрации, построенном на фундаменте разрушенного храма. Потому что в этом здании ничего доброго и полезного для Бога и людей сделать невозможно. Здесь должен снова быть храм. Иначе и быть не может!

Что касается первопричины моего участия в этой избирательной кампании, то, честно скажу, не помню того момента, когда был сделан этот выбор. Меня в последние годы все больше и больше связывало с этим краем, и, по-моему, то, что я здесь сейчас, - это промысел Божий. Тот, кто верит в случай, тот не верит в Бога.

- Даже если это так, все равно человек, идущий на выборы, должен знать и понимать реальные проблемы края, иметь представление о том, как их решать. Каковы, на ваш взгляд, узловые проблемы Красноярского края?

- Главная проблема - выживаемость детей на этой территории. Эта проблема стоит значительно более остро, чем в европейских областях России. Обусловлено это прежде всего геополитической ситуацией, в которой находится Красноярский край. И если уже в ближайшее время не будут поставлены барьеры на пути китайской экспансии, то эти выборы губернатора станут последними или предпоследними без участия китайского населения. В соответствии с российско-китайскими договоренностями последних лет китайская экспансия захлестнет Красноярский край. И мы получим "китайскую Сибирь".

Если губернатор края будет занят защитой каких-то алюминиевых болванок, а не решением этих животрепещущих проблем, то наступит катастрофа, потому что русские никому, кроме русских, в этом мире не нужны, тем более китайцам. В этой ситуации будущего нет не только у наших детей, его уже нет и у нашего поколения.

Мне могут возразить, что алюминий, никель, нефть края - это его бюджет и губернатор должен его защищать. Но это не так. Под завесой разговоров о защите краевого бюджета на самом деле идет борьба за колоссальные авуары, которые остаются на счетах единиц за рубежом и никогда не доходят до края. И полномочий краевых властей вполне достаточно для того, чтобы это прекратить. Я как человек, много лет занимавшийся бизнесом, знаю, что для этого необходимы лишь воля и желание. Да, поднимется ужасный вой, но этого не нужно бояться, и тогда там, где было 2 миллиарда, появится 20 - реальные средства для решения застарелых социальных вопросов. Но это особая тема, о которой мы еще поговорим.

- Как в Красноярске относятся к кандидатам, приехавшим из других областей России?

- Меня гневят рассуждения об этом. Разделение на "наших" и "не наших" основано на стремлении продолжить дробление нашей страны на уделы. Навязывая нам псевдопатриотизм своего края, города, улицы, квартиры, нас пытаются отучить от восприятия самих себя гражданами огромной России.

Можно быть русским православным человеком или не быть им. Можно быть безбожником в Москве или в Красноярске - они ничем друг от друга не отличаются. И для меня Красноярск - такая же родина, как Москва, Сергиев Посад или Екатеринбург, потому что это Россия. И эти местечковые традиции, которые нам навязываются через средства массовой информации, - это внутреннее дробление нашей Родины. Мы дробим ее внутри себя, в нашем сознании. С этого начинается разрушение державы, а может быть, именно этим все уже и заканчивается.

- Если очень коротко охарактеризовать особый взгляд православного на окружающую жизнь, то в чем он?

- Это особый взгляд на смерть. Потому что жизнь для человека церковного видоизменяется в своей ценности, она перестает быть абсолютной ценностью. Почему весь так называемый цивилизованный мир говорит, что жизнь человека - самая большая ценность?! Потому, что это мир языческий. Ну что может быть кроме этой жизни, если жизни вечной нет? А для человека верующего есть вечная жизнь, это абсолютный приоритет и абсолютная ценность. И вот эти ценности - жизнь языческая и православная - два разных полюса, и два разных типа жизни, и два разных духовных и нравственных вектора. Между ними нет ничего общего.

- Вы, наверное, первый в России за все выборы, которые когда-либо проходили, говорите о гробах и даже, как говорят некоторые, сделали гроб чуть ли не фирменной эмблемой своей кампании. Если можно, поясните, с чем это связано?

- Это нормальный взгляд нормального человека. Во всех писаниях святых говорится, что память смертная - основа мудрости жизни. День, прожитый без памяти о смерти, прожит зря. Ты подарил его дьяволу. Самая большая победа дьявола над человеком в том, что он заставляет людей забыть о смерти.

Гроб для православного - не столько символ смерти, сколько символ воскрешения, символ жизни вечной. Пожалуй, нет ничего более жизнеутверждающего, чем гроб. Ведь, только памятуя о главном, перестаешь прожигать жизнь по пустякам. Только тогда для нас, светских людей, станет необходимым выполнить свой долг перед Богом, Родиной и ближними.

От редакции. Тема для обсуждения

В последние годы православие возрождается. Вместе с тем быть религиозным для кого-то становится модным. Политики и бизнесмены, эстрадные певцы и криминальные авторитеты носят кресты, говорят о вере, отмечаются в церквях, кто веря искренне, кто за компанию, по долгу службы и на всякий случай. Как все это можно оценить? Как отличить веру истинную от показушной? Что сегодня православие для России, как церкви и священнослужителям стать ближе к народу? Мы ждем мнений от вас, уважаемые читатели "АиФ". (E-mail: letters@aif.ru)

Смотрите также: