МАЛО кто вспоминает сейчас, что не все советские солдаты в феврале 1989-го перешли пограничный мост в узбекском Термезе. 300 наших ребят, занесенных в списки "пропавших без вести" (а на самом деле взятых в плен афганскими моджахедами), так и остались по ту сторону границы, в чужой стране. Сегодня они воюют. Там же...
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ лет назад наши войска покинули Афганистан - страну, стоившую нам почти 15 000 цинковых гробов, отправленных в наши города и деревни.
ВЫЦВЕТШАЯ на палящем солнце форма, пробитые пулями фуражки, военно-полевые песни под гитару про то, как за "звездой пятиконечной следит басмач", инвалиды в креслах-каталках промелькнули и ушли с телеэкранов - мы попытались выбросить из памяти эту войну. Это нам удалось: мало кто вспоминает сейчас, что не все советские солдаты в феврале 1989-го перешли пограничный мост в узбекском Термезе. 300 наших ребят, занесенных в списки "пропавших без вести" (а на самом деле взятых в плен афганскими моджахедами), так и остались по ту сторону границы, в чужой стране.
Пропавшие, но живые
ИХ все еще ищут. В августе 2002 года премьер-министр Касьянов подписал распоряжение выделить деньги спецотделу ФСБ для "проведения розыска и освобождения граждан бывшего СССР, попавших в плен и пропавших без вести в период пребывания в Афганистане ограниченного советского воинского контингента в 1979-1989 гг.". В 1992 году после уплаты группировкам моджахедов выкупа в размере $150 000 удалось освободить из плена и вернуть в Россию 12 человек. Остальные все еще там. Живы ли?
"За последнее время мы нашли троих бывших советских солдат, которые проживают в Афганистане, - говорит экс-президент Ингушетии и бывший "афганец" Руслан Аушев. - Однако все они отказались вернуться в Россию, объяснив, что обзавелись семьями и имеют свой бизнес". Правительство Украины тоже пытается искать своих пленных в Афгане - как полагают в Киеве, из 72 "пропавших без вести" украинцев на данный момент живы не более десяти человек. И, судя по всему, они тоже не хотят возвращаться домой. Почему люди, захваченные в плен и содержавшиеся в ужасных условиях, предпочитают жить в разрушенной стране, а не возвращаться на родину?
...С Амануллой я встретился случайно - решил зайти в один из ювелирных магазинчиков в пакистанской столице Исламабад, споткнулся о порог и чертыхнулся на русском. В следующий момент я увидел, как на меня пристально смотрит пожилой человек с окладистой бородой в длинной афганской рубахе - он сдавал владельцу лавочки узелок с изумрудами. Подождав, когда я поговорю с хозяином магазина, бородач догнал меня на улице и шепнул на ухо: "Ты русский? Во имя Аллаха, как ты здесь оказался?"
И вот мы сидим в афганском ресторанчике на Джинна Маркет, Аманулла бойко общается с официантом на пуштунском языке. По-русски же говорит медленно, тщательно подбирая слова. Ему почти 40 лет, но выглядит на все пятьдесят - морщины, борода с проседью, заскорузлые пальцы. И только нехарактерные для афганца голубые глаза выдают его славянское происхождение, ведь Аманулла родился в небольшом городке под Калугой.
- Зачем тебе мое имя? Ну если хочешь - называй, скажем, Сергей, - пальцы Амануллы теребят малахитовые четки. - То, что было раньше, уже не вернешь. Хочу ли я съездить домой? А зачем? Мама, наверное, умерла, а девушка моя вышла замуж и кучу детей нарожала. Да у меня и своих уже четверо, старшему скоро 10 лет.
Сергея призвали в армию в 1984 году. Проводы, как водится, затянулись до утра, позвали всех друзей и соседей. Девушка Надя висла на шее, заливаясь слезами, клялась дождаться. Ее распухшее от слез веснушчатое лицо потом долго снилось Сергею в плену. Служить он сразу попал на самый юг Афганистана, под город Хост, где шли тяжелые бои, - в первой же стычке убил двух душманов. Через год оказался в плену.
Святой Леха
- МЫ по глупости в плен попали. - Аманулла по афганской привычке ест плов руками, с усмешкой наблюдая, как я с трудом ловлю рис вилкой. - Отмечали день рождения командира роты, пошли с приятелем пьяные ночью в кишлак еще самогона купить, даже автоматы не взяли. Чем-то по голове нам в темноте дали, очнулся уже у душманов. Приятеля так больше и не видел.
В плену было тяжело. Часто избивали в кровь, кормили через день, куски тухлятины и заплесневелого хлеба кидали на землю. К тем, кто принимал ислам, относились получше. Промучившись полгода, Сергей решил сменить веру. Так он стал Амануллой.
- Знаешь, я сначала сделал это просто, чтобы со мной не обращались как с собакой. А потом стал читать Коран - и правда поверил. Алкоголь уже много лет в рот не беру - и не тянет. Это страшный грех. Если бы я не пил, то и в плен бы не попал: вот так мне Аллах и показал мои ошибки. Все ли ислам принимали? По-разному было. У нас один парень в лагере, Лехой звали, наотрез отказался в мусульманство перейти: ему крестик мама перед армией надела. Замучили его, забили насмерть. Так никто об этом и не узнает, что он за веру смерть принял. А ведь если правильно рассудить, Леха же святой.
Из досье
Когда американские спецслужбы консультировались с российскими перед началом операции в Афганистане (американцы тогда готовились к большим потерям), как вести себя в афганском плену, им дали совет - не противиться принятию ислама. Все живущие ныне в Афгане советские пленные сменили не только Родину, но и фамилию. Так, например, Валерий Кусков из Украины получил имя Мохаммед Юсуф Хан (сейчас он, по некоторым сведениям, находится в Пакистане), а Виталий Виртанов из Владивостока - Саид Омар. Из четверых украинцев, вызволенных из афганского плена, один, Николай Выродов, вернулся в Афганистан, заявив, что не может "жить среди неверных".
Русские сбили самолет США
В АФГАНИСТАНЕ не затихала гражданская война, и бывшие советские пленные тоже приняли в ней участие. Многие оказались по разные стороны фронта. Например, один из телохранителей покойного лидера Северного альянса Ахмад-шах Масуда был родом из Новосибирска, а на стороне талибов воевали два советских летчика, летавших на МиГах. Кстати, как утверждает Сергей, один из этих пилотов сбил американский беспилотный самолет "Предатор" - единственное летное средство США, уничтоженное во время афганской кампании 2001 года.
Из досье
Как предполагают в Комитете по делам ветеранов Украины, некоторые советские пленные активно сражались на стороне Северного альянса против талибов, причем в качестве полевых командиров. По другим сведениям, отряд, первым вошедший в Кабул в ноябре 2001 года, находился под командованием бывшего советского пленного из Казани. Кроме того, в пакистанской прессе проходили неподтвержденные сообщения, что группой боевиков-талибов, сбившей весной 2002-го два американских вертолета "Чинук" в провинции Пактия и вырезавшей десяток солдат США, руководил бывший советский спецназовец, захваченный в плен и принявший ислам.
- Вообще нет ничего удивительного в том, что кто-то из наших против американцев сражался, - говорит Сергей. - Мы же все в советское время в плен попали, а нас до этого учили: США - наш враг. Но, наверное, шурави в Афганистане осталось человек пятнадцать, если не меньше. Еще при талибах нам тяжело жилось, могли убить, если бы узнали, что ты русский.
Когда я вновь спросил Сергея, не хочет ли он все-таки вернуться в Россию, тот посмотрел на меня, как на идиота. Он попал в плен в возрасте 20 лет, сейчас ему под 40, и большая часть его сознательной жизни прошла в Афганистане. Он свободно говорит на местных языках пушту и дари, забыл вкус свинины и не пьет водку, каждую пятницу ходит в мечеть и скорее чувствует себя афганцем, чем русским. На предложение передать письмо матери никак не реагирует: "Зачем ее тревожить? Пусть помрет спокойно". По березкам тоже не скучает. Единственное, о чем спросил: существует ли еще группа "Машина времени"? А получив утвердительный ответ, удовлетворенно кивнул: "Слава Аллаху".
Этот разговор состоялся два года назад. Приехав недавно в Пакистан, я снова связался с Амануллой через знакомых. Он пришел на встречу, хотя и очень неохотно. Встреча длилась всего несколько минут, и на этот раз Сергей явно тяготился моим обществом - второй раз на разговор с журналистом из Москвы он никак не рассчитывал.
- Я уже жалею, что к тебе тогда подошел. Думал, как в поезде со случайным попутчиком, - выговоримся оба и расстанемся. Не хочу я возвращаться, ты пойми, и имя свое настоящее тебе давать не хочу. Нас ищут, приезжают из каких-то комитетов, но никто не спросил нас самих, хотим ли мы вернуться домой. Слишком много времени уже прошло. Раньше надо было нас искать и вызволять, раньше. Теперь уже поздно.
В списках пропавших без вести на жестокой афганской войне на данный момент числится 288 фамилий. В годовщину вывода войск был повод вспомнить этих людей и попросить у них прощения: у мертвых и у живых. Просто за то, что не смогли их вызволить вовремя.