Почем "мыло" для народа?

   
   

МОЖЕТ показаться, что телесериалов на наших телеканалах слишком много. А скоро их станет еще больше - к запуску в эфир готовы десятки новых проектов, наших, российских. В их создание вовлечены гигантские суммы, в общей сложности десятки миллионов долларов. Откуда они берутся и куда потом уходят - вопрос, согласитесь, интересный. Особенно на фоне разговоров о том, что в стране нет денег.

НАШИ Маши перешли в наступление. На всех каналах они теснят пылких, но слезливых мексиканок. "Бригадиры" отвоевывают эфирное время у американских гангстеров, а "Скорой помощи" не устоять против русского "Спецназа". Госдума готовит закон, чтобы не больше 40% фильмов в эфире были зарубежными. Но скоро, похоже, его и принимать не надо будет. Сейчас половина сериалов - российские.

Сделать сериал можно совсем дешево. Найти человека, который напишет сценарий, - 200 долл. серия. Дать ему пару недель сроку. За это время можно найти павильон с одной декорацией и молодых голодных актеров, готовых сниматься за 50 долл. в день. Предупредить их, кстати, что костюмы будут их собственные, повседневные. Самое дорогое (и тут уж никак не сэкономишь) - технический персонал для съемок. Осветители, монтажеры - у них расценки твердые и немалые. К тому же за малейшую переработку сверх положенного им надо платить вдвое. А трудиться придется и по 20 часов. При этом никаких репетиций, никаких дублей, время - деньги. 10-15 тыс. долл., что вложены в каждую серию, вернутся после первого-второго показа по ТВ. Таково обычное "мыло" - дешево сделал, быстро окупил.

Сериал среднего уровня обойдется уже в 50-60 тыс. долл. за серию. Чтобы окупиться, ему надо год-полтора покрутиться по каналам, а это уже предполагает наличие определенного качества. Непременно приглашаются одна-две звезды с гонорарами от 1 до 3 тыс. долл. Снимать надо уже и вне павильона - и в кадре замелькают машины, как правило, принадлежащие членам съемочной группы (и не дай бог их поцарапать в сцене погони - поэтому погоня снята приблизительно и издалека).

Но появились на нашем телевидении и дорогие сериалы. Например, "Бригада". Она раскритикована многими по идейным соображениям. Говорят даже, что весь сериал - проплаченная "имиджевая реклама". Кого? Мафии, конечно.

Однако с технической точки зрения "Бригада" не вызывает нареканий у профессионалов. Они в один голос утверждают: видно, во что деньги вложены, все два миллиона долларов. Скрупулезно, в деталях воссоздана атмосфера 80-х, да и снят сериал не на видео - на настоящую кинопленку. Сериалы такого уровня крутят обычно по 15-25 лет, и весь этот срок они приносят прибыль.

Дай миллион!

ИНОГДА на российские сериалы деньги дает государство. Рассчитывать на это может только знаменитый человек. Прецеденты есть. Будто бы Тигран Кеосаян деньги на свою "Мужскую работу" выбил из Министерства культуры. Чаще средства на постановку дают телеканалы. Но тогда они становятся владельцами сериала: когда хотят - показывают, кому хотят - продают. Поэтому независимые телекомпании и студии стараются найти инвесторов. Ряд крупных компаний, богатые заводы готовы финансировать сериалы. Но только те, которые имеют статус национального фильма. Для этого надо, чтобы режиссер, продюсер, автор сценария и композитор были гражданами РФ и не менее 70% всей съемочной группы - тоже. Тогда Министерство культуры выдаст удостоверение "национального фильма", что означает налоговые льготы для тех, кто его спонсирует. Кроме этого, гарантировано участие в прибыли. Так что вложенные 500 тыс. окупятся сполна. Если, конечно, съемочная группа сработает добротно. А то, по слухам, на сериал "Козленок в молоке" инвестор дал 3 млн. долл., снято было всего несколько недорогих серий, и деньги кончились...

Откат с отмывом

ОБ ОТМЫВЕ и откате говорили все продюсеры, с которыми пришлось общаться. Откат - это когда инвестор перевел на фильм деньги с условием, что часть их к нему тут же вернется. Налоговые органы, естественно, об этом осведомлены не будут. Продюсеру так и скажут: "Верните мне в чемодане..." Ради того чтобы производство не останавливалось, кинематографистам и приходится подчас идти на финансовые подлоги. Сейчас, правда, на сериалах отката становится меньше - в большом кино это делать намного выгоднее. В последнее время продюсерам реже приходится сталкиваться и с отмывом - "черными" деньгами, которые приносят наличными. Профессионалы, которые ценят себя и свою компанию, стараются не работать по таким схемам. Так Аркадию Вайнеру братва предложила сделать "Место встречи 2". Сам он по этому поводу сказал нам следующее: "Да, мне предлагали снять продолжение, но я не был уверен, что эти деньги чистые. А я хочу, чтобы все было прозрачно и безупречно".

Не стоит осуждать телевидение за порой недостаточную художественную ценность сериалов. Чтобы занять эфирное время, их нужно много - и хороших, и разных.

"Огромный эфирный объем надо чем-то заполнять, - говорит Юрий Мацюк, генеральный директор телекомпании "Телефильм". - Особенно нуждаются каналы в наших отечественных "эмоциональных" сериалах с хорошими актерами. Нужны умный детектив, мелодрама. Мы вот запустили сериал "Две судьбы" - о двух девочках, которые 40 лет назад приехали в Москву. История от 60-х гг. и до нынешних 600-сотых "мерседесов". Так его каналы с руками отрывали.

Делать "мыло" наши создатели сериалов ездят учиться в Америку. Оттуда привозят довольно простой рецепт: нужны продюсер с хорошими мозгами и режиссер, способный работать на конвейере, трезвая и дисциплинированная техническая группа, актеры, которые не бегают во время съемок из сериала в сериал, непьющие осветители. Тогда "мыла" в России хватит на всех...


Анекдот в тему

Дорогие сериалы - это те, в которых "Мерседес" взрывается в кадре. В сериалах попроще "Мерседес" уезжает из кадра и "взрывается" в кустах. А в самых дешевых герои говорят: "Слышишь? "Мерседес" взорвался!"

Смотрите также: