Конец "матрешек"

   
   

НА ПРОШЛОЙ неделе в России произошло знаковое событие. Два региона - Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ подписали меморандум об объединении. Долгожданный процесс укрупнения регионов запущен.

"ЭТО анахронизм, когда один субъект Федерации находится внутри другого по принципу матрешки, - сказал "АиФ" полпред президента РФ в Приволжском округе Сергей Кириенко. - Жители Коми-Пермяцкого автономного округа голосуют и за губернатора области, и за главу округа. То есть они тоже жители области, но их бюджетное обеспечение на душу населения меньше, чем у соседей, в 4 раза. Задача государства в том, чтобы условия для всех были равны. Сложносоставных субъектов быть не должно".

Тем не менее до создания нового суперрегиона еще далеко. Сначала правительство по поручению президента должно дать экономическое обоснование. Потом в обоих субъектах будут назначены референдумы. В администрации Пермской области "АиФ" сообщили, что они могут пройти уже в декабре 2003 г. одновременно с думскими выборами. Если народ даст добро, Госдума примет особый конституционный закон. А название нового субъекта Федерации будет записано в части 1 статьи 65 Конституции РФ. По одной из версий, он будет называться Пермский край.

Впрочем, пермский случай - скорее исключение из правил. На практике за разговорами об укрупнении регионов чаще всего скрываются другие цели. Поэтому дальше разговоров дело не идет.

ЛОЗУНГ объединения нередко используется кандидатами в губернаторы в борьбе за власть. Пример - Красноярский край. Основным лозунгом избирательной кампании А. Хлопонина стало объединение края с находящимися на его территории Таймырским и Эвенкийским АО. И это было принято большинством избирателей - многолетнее перетягивание одеяла между начальниками округов и края всем надоело. Но стоило Хлопонину победить, как тема объединения была тихо забыта. Почему? Поговаривают, что таймырский промышленный гигант "Норникель", вотчина губернатора, вовсе не горит желанием отчислять кучу денег на решение социальных проблем жителей края. Поэтому вместо объединения происходит его имитация: объявлено о создании совета трех губернаторов, совета законодателей трех субъектов... Про реальное объединение регионов, судя по всему, можно забыть до окончания правления г-на Хлопонина.

Другой пример: Тюменская область - еще одна "матрешка" с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО внутри. Бывший губернатор Л. Рокецкий долго бился за поглощение областью этих богатых нефтью и газом округов. В результате раздраженные этой угрозой "сырьевые бароны" двинули на выборы тюменского губернатора своего кандидата - С. Собянина. Он победил и снял с повестки дня тему слияния регионов.

Укрупнение субъектов может быть способом решения так называемой проблемы третьего срока. Пример - Иркутская область. У ее главы Б. Говорина идет второй срок, а местные законодатели отказались вносить поправки в устав области, позволяющие ему остаться у власти еще на один заход. Возможный выход - в поглощении областью Усть-Ордынского Бурятского АО. Правда, сам губернатор сказал "АиФ", что "вопрос это очень серьезный и торопиться тут нельзя". И тем не менее, создание "Иркутско-Бурятской губернии" за оставшиеся два года вполне возможно.

А вот у губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева другая ситуация. Время поджимает. Местные депутаты также отказались внести поправки в устав города, разрешающие ему баллотироваться еще раз. И теперь ему остается либо смиренно дожидаться конца своего правления (май 2004 г.), либо инициировать процесс объединения города и Ленинградской области. И потом баллотироваться в губернаторы сдвоенного региона.

Разумеется, едва ли президент и его полпред на Северо-Западе В. Черкесов позволят опальному губернатору провести подобную комбинацию. Та же ситуация и с объединением Москвы и Московской области, разговоры о котором тоже время от времени возникают. Понятно, что не все во власти хотят видеть Ю. Лужкова главой субъекта Федерации, сравнимого с крупным европейским государством. Правда, начали распускаться слухи, что объединительный сюжет может взять на вооружение П. Бородин, который вроде бы готов баллотироваться в губернаторы Московской области. Но дальше лозунгов дело все равно не пойдет. Как сказал "АиФ" нынешний губернатор Подмосковья Борис Громов, "объединение Москвы и области - слухи на 100%. У каждого из этих регионов своя история. Да и опыт других стран показывает, как сложно управлять мегаполисом с 20-миллионным населением".

"Издержки объединения слишком велики, - вторит ему губернатор Владимирской области Николай Виноградов. - Государству придется нести расходы, связанные с изменением границ, картографированием и т. д. Муниципалитеты должны будут переделать свою нормативную базу, придется переобучить тысячи специалистов - юристов, бухгалтеров и т. д.".

Но у сторонников укрупнения свои аргументы. От него, говорят они, будет одна сплошная выгода. На десятки тысяч чиновников можно сократить госаппарат. Если ликвидировать хотя бы 11 автономий, то на 22 человека уменьшится Совет Федерации - вот вам экономия на зарплатах, машинах, квартирах и прочих благах. А блага, между прочим, у сенаторов - как у министров. Опять же, если объединить регион-донор и регион-потребитель, первый будет подтягивать второй до своего уровня. Глядишь, и на трансфертах центр сэкономит. По этой причине, например, некоторые аналитики предлагают Владимирскую и Костромскую области слить с более обеспеченной Ярославской, а "сирую" Курганскую распилить на две части и присоединить их к сильным Тюменской и Свердловской областям.

Сторонники объединения регионов расходятся только в одном: сколько субъектов должно остаться "на выходе"? "Идея довести число регионов с 89 до 20 - это вздор", - считает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Если не брать в расчет предложение В. Жириновского оставить всего 12-15 губерний, большинство аналитиков сходятся на цифре 69-70.

Тема укрупнения регионов наверняка приобретет особое звучание в ходе предвыборной кампании В. Путина. Ясно, что "чеченский фактор" на этих выборах работать уже не сможет, и Кремлю придется искать другие способы для демонстрации патриотизма и державности. Лозунг "собирания российских земель" подходит на эту роль идеально.

Смотрите также: