Чьи деньги "съедают" партии?

   
   

ЕСТЬ такой анекдот. Выходит лидер коммунистов, одетый в костюм от Хуго Босса, из шикарного лимузина. Позади два джипа охраны. "И это все на народные деньги!" - возмущается оказавшийся поблизости ветеран. "Да бросьте, - успокаивает его товарищ Зюганов. - Откуда у народа такие деньги?"

Так из каких же средств на самом деле формируются партийные бюджеты? В преддверии предстоящих выборов заглянуть в партийные кассы особенно интересно.

"Единая Россия" поимела у всех

ЕСТЕСТВЕННО, самый толстый кошелек на этих выборах у партии власти. Практически все сколько-нибудь значимые финансовые группы как в Москве, так и в регионах внесли свою лепту в формирование ее бюджета. Еще в конце прошлого года партийные функционеры настойчиво рекомендовали капитанам российского бизнеса изыскать на проведение выборной кампании 500 млн. долларов, а они роптали, что запрошенные суммы слишком велики. Сейчас, по неофициальным оценкам, предвыборный бюджет "Единой России" уже составляет порядка 1,2 млрд. долларов. Можно не сомневаться - он будет собран. Причем, по слухам, "вложиться" в единороссов считают возможным даже госмонополии и некоторые предприятия ВПК.

О финансовом благополучии единороссов красноречиво говорят плакаты и растяжки, которыми увешаны улицы российских городов. Партийцы ширят свои ряды за счет артистов, спортсменов - и это еще одно свидетельство, что со средствами у "Единой России" все в ажуре. Правда, по оценкам профессиональных пиарщиков, даже самая крутая предвыборная кампания не стоит таких денег. А значит, предполагают они, большая часть их будет использоваться "не по назначению".

А. Чубайса принято считать не только идеологом, но и основным спонсором СПС. Может, поэтому у многих сложилось представление о том, что правые существуют исключительно на деньги РАО ЕЭС. Но это, скорее всего, заблуждение. Главный энергетик не имеет сегодня возможностей скрытно тратить деньги акционеров. В самом СПС уверяют, что финансовую помощь партии оказывают практически все крупные олигархи, за исключением О. Дерипаски и Р. Абрамовича. По нашим данным, их не менее шести. По словам лидера СПС Б. Немцова, вклад одного спонсора не может превышать 10%. Контрольного пакета в финансировании СПС не имеет никто. Это, впрочем, вполне понятно.

Печальным подтверждением того, что не стоит складывать все "яйца" в одну "корзину", может служить пример "Яблока". Долгое время эта партия находилась под крылом у В. Гусинского и принадлежащего ему Мост-банка. После того как олигарх вынужден был свернуть свой бизнес в России, спонсором "Яблока", по слухам, стал Легпромбанк. Однако через некоторое время связь с этим банком стала вызывать у руководства "Яблока" сомнения, и финансовые отношения пришлось разорвать. Партия сидела "на голодном пайке" до тех пор, пока ее лидер Г. Явлинский не стал вхож в кабинет президента. Тогда в Кремле "Яблоку" подобрали нового инвестора: говорят, им стала компания "ЮКОС". Судя по тому, как в последнее время оживилась деятельность "яблочников", финансовые дела у них пошли в гору. Правда, среди депутатов ходят разговоры, что некоторые суммы партийцам жертвуют их немецкие друзья из фонда Фридриха Наумана и фонда Эберта. Если это правда, следует напомнить, что по закону финансировать российские партии из-за рубежа запрещено.

Кстати, когда СПС и "Яблоко" вели переговоры о создании предвыборной коалиции, олигархи выступали в роли посредников. По просьбе Б. Немцова инвесторы СПС - глава "Интерроса" В. Потанин, владелец "Альфа-группы" М. Фридман и хозяин "ЮКОСа" М. Ходорковский лично пытались убедить Г. Явлинского вступить в предвыборный блок. Как оказалось - безуспешно.

Олигархи "оздоравливают" КПРФ

КАК ни странно, но благодаря усилиям власти поправила свои финансовые дела и Коммунистическая партия. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Поговаривают, что, после того как стало известно о готовности Б. Березовского взять на содержание коммунистов (по нашим данным, олигарх даже успел открыть КПРФ "кредитную линию"), руководители кремлевской администрации лично уговорили М. Ходорковского и В. Потанина "перекупить" у него партию. В настоящее время "ЮКОС" и "Интеррос" разработали инвестиционную программу, рассчитанную на 5 лет. По некоторым данным, в Компартию предполагается вложить до 70 млн. долларов. Первый транш в размере 10 млн., по слухам, уже выделен.

Естественно, партийным инвесторам небезразлично, на что коммунисты потратят деньги. Поэтому в контроле за освоением средств задействованы службы безопасности обеих компаний. Ожидается активное внедрение людей "ЮКОСа" и "Интерроса" в предвыборный список партии и ее избирательный штаб. Ходят разговоры о том, что место председателя исполкома Народно-патриотического союза (НПСР) также уготовано представителю "ЮКОСа" - руководителю одного из аналитических подразделений компании.

Рассказывают, что, после того как бизнес приватизировал КПРФ, в штабе патриотов стали оперировать непривычными для рабоче-крестьянского уха терминами: "финансовое оздоровление", "предвыборный менеджмент", "финансовый аудит", "оптимизация партийной структуры".

Не сложилось у Березовского и с "Либеральной Россией". Представители партии утверждают, что он пообещал на избирательную кампанию 100 млн. долларов, но реально оплатил лишь проведение партийных съездов со своим виртуальным участием по телемосту из Лондона. Узнав о переговорах олигарха с коммунистами, "Либеральная Россия" ушла от своего "благодетеля". Поэтому пока ей приходится существовать на взносы представителей малого и среднего бизнеса.

Но самая загадочная из всех партий - это, конечно же, ЛДПР. Принято считать, что, созданная в советское время не без поддержки КГБ, сегодня эта партия не гнушается находить себе спонсоров из числа криминальных структур. Впрочем, сам В. Жириновский в беседе с корреспондентом "АиФ" посетовал, что "сейчас не те времена, чтоб брать деньги у криминала".

В любом случае на нищую партию ЛДПР, еще недавно скупавшая по всей России недвижимость и машины, явно не похожа. Не секрет, что лоббирование законов в Госдуме - для фракций один из самых популярных способов пополнения партийного бюджета. И "соколы Жириновского" в этом деле, по слухам, особенно поднаторели.

По информации компетентных источников "АиФ", за "правильное" голосование по законопроектам заинтересованные бизнес-структуры могут оплатить, например, счета за аренду партийных офисов или даже купить для них недвижимость. Но в ходу и банальная "наличка". Комиссионные, по некоторым данным, составляют 5-10 процентов от суммы, которую заработают "заказчики" с вступлением в силу нужного акта (или, наоборот, в результате блокирования ущемляющего их интересы закона). Ближе к выборам доля оплаты наличными обычно резко увеличивается.

Вот и получается, что выборы в Госдуму - это не столько состязание партийных программ, сколько аукцион. Одни выставляют на нем свои лоббистские возможности, другие их покупают, страхуясь от всевозможных "законодательных рисков". И чем ближе 14 декабря, тем выше будут ставки.

Смотрите также: