Кто ворует рыбу и за что отстранен Наздратенко

   
   

ПРОШЕЛ месяц с того момента, как глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко отстранен от своей должности по распоряжению главы правительства Михаила Касьянова. Поставить точку в этом вопросе должен Владимир Путин, который два года назад и рекомендовал назначить бывшего приморского губернатора на должность председателя "рыбного" комитета.

ЧЕМ ЖЕ не угодил Евгений Наздратенко премьер-министру? Официально называется одна причина - скандал с распределением промышленных квот на вылов рыбы в Приморье (перед началом путины каждое рыбхозяйство получает разрешение на вылов определенного объема морепродуктов). Во Владивостоке говорят, что настоящая его причина - в противостоянии бывшего и нынешнего губернаторов края. Якобы Сергей Дарькин распределил доставшиеся региону квоты в пользу подконтрольных ему предприятий, обидев рыбаков, "работающих" на Наздратенко. А в ответ глава Госкомрыболовства не выдал разрешение на начало путины.

Слежка за браконьерами

НО Сергей Дарькин - не самый главный и далеко не единственный противник Евгения Наздратенко. Бывший приморский губернатор с первых дней пребывания на должности главы Госкомрыболовства подверг резкой критике политику министерства Германа Грефа по аукционной продаже рыбных квот. Теперь 42% всех квот продается государством российским и зарубежным рыбхозяйствам на аукционе в Москве, а бесплатные квоты распределяются между рыбодобывающими регионами. В интервью нашей газете Евгений Наздратенко рассказал, что квоты, приобретенные на аукционе, становятся просто "проходным" билетом в море. Проще говоря, рыбаки покупают по вздутой на аукционе цене разрешение на вылов 1 тонны краба, реально же ловят в десятки раз больше и незаконно продают товар тем же японцам. Резко критикуя политику правительства, председатель "рыбного" комитета предложил свой способ борьбы с незаконным выловом рыбы и морепродуктов - головной центр спутникового слежения за всеми рыболовными судами. Например, какая-нибудь "Прекрасная Елена", принадлежащая некоему рыбхозяйству, имела разрешение на вылов 7 тонн краба. На экране головного центра видно, где был выловлен краб и куда доставлен. А потом это судно снова вышло в море и передало информацию, что ожидает очередного разрешения на лов. И за несколько дней успело два раза зайти в ближайший японский порт, что и зафиксировал центр мониторинга. Зачем? Ответ прост - незаконно выловили морепродукты и продали за границу.

Есть и еще одна версия причин отстранения главы Госкомрыболовства. Депутат Госдумы, член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Борис Резник рассказал "АиФ", что на днях он передал в Генпрокуратуру некоторые документы, которые доказывают причастность Наздратенко к афере с выделением дополнительных объемов по вылову краба и трубача коммерческим фирмам Магаданской области, предназначенных для научных исследований. На этой афере государство потеряло более 20 млн. долл. Еще одним ее результатом стало убийство губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. В Генпрокуратуре нам подтвердили, что данные документы получены и по ним идет проверка. Но опровергли версию о том, что именно дополнительные квоты на вылов краба стали основной причиной убийства магаданского губернатора.

Рыбаков обобрали

ВСЕ эти слухи мы попросили прокомментировать главного героя скандала Евгения Наздратенко. Вот что он сказал: "Считаю, что делал все правильно. Посмотрите, вот компания Сергея Дарькина "Ролиз". Он владеет большим пакетом акций предприятия, и не секрет: вся его предвыборная кампания строилась на лозунгах "Я создал "Ролиз". На вылов только минтая рассчитывали 104 предприятия, квоты получили всего 32, из них большая часть - дарькинские, остальные 72 остались ни с чем. Через год-два они обанкротятся, и их скупит тот же Дарькин за копейки. Как я могу допустить подобное? Ведь меня на эту должность поставил президент. Получится, что в предвыборный год я как представитель власти оставлю без средств к существованию почти 270 тысяч рыбаков с их семьями. За кого они будут голосовать на выборах? Явно не за Путина.

В правительстве считают по-другому. Ко мне приезжали представители из Владивостока, уговаривали, обещали помощь финансовую, лишь бы я подписал эти документы. Мне-то с ними делить нечего. У меня нет ни одного подконтрольного рыбхозяйства, я вообще на пост губернатора пришел с должности директора горно-обогатительного комбината. Тем не менее я категорически отказался. Они пошли в правительство, и в одну ночь оттуда пришло распоряжение об отстранении меня от должности. Михаил Касьянов заставил моего зама Москальцова подписать все эти документы. Я был очень удивлен. Ведь Касьянов мог для начала меня вызвать, разобраться в ситуации, а не бандитов принимать.

Что касается документов по магаданскому делу, то не только я их подписывал, там и Министерство природных ресурсов, и премьер-министр. Все подписи делались в рабочем порядке, как это происходит десятки раз за день. Думаю, я просто неудобен в том плане, что за два года на посту председателя Госкомрыболовства поставил слишком много вопросов. Мы переработали проект закона "О рыболовстве", который не могут принять уже 8 лет. Нет положения о самом Комитете рыболовства, и нигде не прописано, что он должен делать, за что несет ответственность. За последние 10 лет комитет реформировался 7 раз, за это время рыбная отрасль была чудовищно приватизирована, и я пытаюсь теперь разобраться и в этом вопросе. Я гордился тем, что головной центр мониторинга был создан в мою бытность, но он до сих пор не имеет юридической силы, потому что подписание положения о нем тормозится правительством. Я-то поначалу ждал каких-то провокаций со стороны рыбной мафии, боялся взрывов. Но, видимо, частные финансовые потоки рыбной отрасли проходят через самые верхние эшелоны власти, и именно там невыгодно сделать ее прозрачной и подконтрольной государству". Чем закончится конфликт, неизвестно. По закону через неделю Е. Наздратенко снова приступит к своим обязанностям, если только В. Путин не подпишет документ о его отставке. И в очередной раз за столкновением личных интересов отдельных людей не будут решены большие проблемы целой отрасли.

Смотрите также: