Заезженные звезды

   
   

ВО ВРЕМЯ длинных майских праздников телевидение в очередной раз потчевало зрителей "заезженными" поп-звездами. В бенефисе Баскова с "друзьями", в "Вернисаже" Ильи Резника, в праздновании Дня радио, в юбилейном концерте Александра Морозова, в первомайских представлениях и даже в День Победы нас ублажали одни и те же "баловни" ТВ-эфира. Обойма массовиков-затейников, кочующих с канала на канал, не меняется годами. При этом основная масса народных любимцев никак не эволюционирует.

Контрэволюция

ПОНЯТНО, для чего вернулся на эстраду Юрий Шатунов, который не только не поменял репертуар более чем десятилетней давности, но и оживил игривый взгляд и притоптывание ножкой из далеких 80-х. Расчет взрослого дяди на молодняк сработал. Но зачем так часто "эфириться" Иосифу Кобзону или Льву Лещенко? Они давно сказали свое веское слово на эстраде и вряд ли добавят чего-то нового. Помнится, Иосиф Давыдович сам объявил о завершении творческой деятельности и даже закатил по этому поводу прощальный восьмичасовой концертный марафон.

Массовая эстрада - удел молодых. Но у России, видимо, свой особый путь и в поп-культуре. Его характерная черта - средний возраст артистов, которых часто крутят на Центральном ТВ, далеко за сорок - Газманов, Буйнов, Аллегрова, Бабкина, Леонтьев и т. д. Мало того, на сцену стали массово возвращаться коллективы, пик популярности которых пришелся на 70-е. И ансамбль "Самоцветы", восставший из пепла после долгих лет небытия и часто участвующий в ТВ-тусовках, - яркое тому подтверждение. Сегодня у "Самоцветов" даже два состава. В одном солирует мама Володи Преснякова Елена, в другом - отец Димы Маликова Юрий. У обоих коллективов по-прежнему "вся жизнь впереди...", и оттого непонятно, что у нас за время - 2003 год или "брежневщина"?

Впрочем, у возвращения "Самоцветов" есть оправдание. Новые имена, изредка появляющиеся в эфире, на фоне тех же ветеранов выглядят бледно и беспомощно. Калибр не тот.

"Жалкие комедианты"

ВСЕ знают, что во время телесъемок никто из артистов вживую не поет. И уж тем более никто из музыкантов не издает живых звуков. И зачем тогда Александру Серову на сцене аж два клавишника? Для интерьера? Смешно также смотреть, как музыканты симфонического оркестра делают вид, что аккомпанируют поп-артистам во время звучания их простеньких фонограмм. "Жалкие комедианты", - как сказал бы граф Калиостро. При этом мало кто из исполнителей и танцует. Разве что Лайма Вайкуле, но она не может отдуваться за всю эстраду одна. А Варвара и ее более опытные товарки - Наташа Королева, Жасмин, Ирина Салтыкова, Катя Лель и др. - просто ходят по сцене, гримасами изображая фальшивые страсти. Казалось бы, уж насколько танцевальными стали песни Татьяны Булановой, но и она все чаще "каменным гостем" застывает на площадке. И вряд ли здесь уместно приводить в пример Мадонну, у которой каждый выход превращен в зрелище. А вспомните последнее выступление Питера Гэбриэла в Сан-Ремо, где он катался по сцене в огромном надувном шаре! Этот уровень для наших артистов просто недосягаем.

Из дебютантов выигрышно смотрятся разве что дуэт "Смэш", трио "Динамит", Дима Билан и Юлия Началова. Они вносят хоть какую-то свежесть в унылый телеландшафт, но и у них есть немаловажные для Центрального ТВ изъяны. У Началовой хорошо получаются перепевки старых песен, а своих хитов нет вообще. Дуэт "Смэш" "заточен" под западный рынок и по-русски почти не поет. "Динамит" и Билан, хоть и поют по-русски, также ориентированы на европейский поп-стандарт, и телеканалы, планирующие эфирную сетку под консервативную часть аудитории, берут их в свои программы неохотно. Впрочем, пресловутый консерватизм отечественного телезрителя отнюдь не миф. Музыкальный продюсер канала ТВЦ Александр Иратов приложил немало усилий, чтобы показать великолепные живые шоу Майкла Джексона, "Ю-Ту", "Эн Синк" и т. д. А после этого разводил руками, потому что рейтинги у этих показов почти "нулевые". Нашим людям "Иванушек" подавай - они роднее и понятнее.

"Фанерщики"

К СОЖАЛЕНИЮ, халтурная практика петь "под фанеру" во время съемок служит многим артистам дурную службу. Когда в эфире программы "Цена успеха" солисту "Руки вверх!" предложили спеть что-нибудь прямо в студии, он завыл нечеловеческим голосом. Невольно возник вопрос: а сам ли он поет на своих фонограммах? Или выступление Наташи Королевой на первой "Фабрике звезд". Она исполнила свою же песню настолько мимо нот, что, по-моему, даже "полуфабрикаты" покраснели от стыда.

Безусловно, у большинства перечисленных артистов есть масса поклонников, и они могут привести свои контраргументы в защиту любимцев. Да - у этих показов высокие рейтинги, да - когда артист действительно популярен, то его не бывает много. И все же если исполнитель будет дозировать свое появление на экране, он станет еще желаннее и востребованнее. Тот же Муслим Магомаев до сих пор в прекрасной исполнительской форме, но, несмотря на множество приглашений с телевидения, крайне избирателен и не скачет с канала на канал, как большинство нынешних "ПОПрыгунчиков".

К тому же поп-музыка всегда служила полем для неожиданных экспериментов, а получается, что сегодня именно в этой области застой. И во многом это вина телевидения, которое в погоне за рейтингами годами эксплуатирует одних и тех же звезд. А те в свою очередь не видят смысла отказываться от бесплатных эфиров, являющихся хорошим рекламным подспорьем в гастрольном чёсе. Получается замкнутый круг, и вроде бы никто не виноват. Но если не предпринимать попыток изменить ситуацию, то мы так и останемся в поп-индустрии периферийным сырьевым придатком, поставляющим на мировой рынок "нимфеток-лесбиянок".

Смотрите также: