ПРЕДСЕДАТЕЛЬ влиятельнейшего в Ираке Высшего Совета исламской революции АС-СЕЙИД МУХАММЕД БАКЕР АЛЬ-ХАКИМ, возможно, станет для своей страны тем же, кем был для Ирана аятолла Хомейни, - признанным духовным лидером. Для этого у аятоллы Аль-Хакима есть все данные. Он из рода пророка Мухаммеда, что чрезвычайно важно не только для шиитов, чьим лидером он является, но и для суннитов. Из четырех лиц, имеющих в Ираке духовное звание аятоллы, только Мухаммед Аль-Хаким так же, как и его покойный отец, носит высший титул Великого аятоллы.
Корреспонденту "АиФ" Дмитрию МАКАРОВУ удалось побеседовать с аятоллой Аль-Хакимом, чья штаб-квартира находится в Тегеране.
- УВАЖАЕМЫЙ аятолла, как вы объясняете для себя столь быстрое падение режима Хусейна?
- Этот режим был далек от иракского народа. Диктатор правил с помощью репрессивного полицейского аппарата. Подавлять волю народа С. Хусейну помогала также армия, широко применявшая против своих сограждан - курдов, арабов-шиитов - химическое оружие, танки, самолеты.
Для того чтобы воевать против безоружных оппозиционеров, пытать их в тюремных застенках, большой смелости и военных знаний не нужно. Иракская армия "доблестно" подавляла народные восстания. Но как только она столкнулась с вооруженными силами иностранного государства, режим Саддама Хусейна сразу рассыпался, как карточный домик, - никто в Ираке не захотел защищать его.
- Как, по-вашему, скажется введение американских войск в Ирак на исламском мире вообще и на арабском мире в частности?
- С самого начала мы были против этого вторжения по нескольким причинам. Во-первых, эта война принесла неисчислимые страдания народу Ирака. Разрушена и разграблена инфраструктура государства. Мы отброшены на сто лет назад: население голодает, в больницах нет не то что лекарств, но даже бинтов, в домах нет электричества, не работает связь. В результате этой войны мы оказались отрезанными от внешнего мира.
Во-вторых, война оказала сильнейшее влияние на весь Ближний и Средний Восток, населяющие его народы подозревают США и их союзников в попытке установить над этим регионом и его богатствами свой контроль.
- Не ожидаете ли вы, что в Ираке начнется вооруженная борьба против англо-американских войск или гражданская война за власть?
- Я не думаю, что в Ираке может начаться гражданская война. Вряд ли следует ожидать и вооруженных акций против США, по крайней мере на нынешнем этапе. Мы ожидаем, что американцы в ближайшее время покинут нашу страну и позволят иракцам самим решать свою судьбу.
Если же оккупация продолжится, это усилит антиамериканские настроения, что вызовет в Ираке волну насилия, приведет к возникновению партизанских отрядов. Мы предупредили англо-американцев, а также своих сограждан, что подобное развитие событий не в интересах нашего народа. Равно как и не в интересах стран коалиции. Необходимы международные усилия, с тем чтобы вернуть жизнь Ирака в нормальное русло. Для этого войска коалиции должны уйти, а иракский народ будет сам решать свою судьбу.
- Как вы оцениваете действия России по решению иракской проблемы?
- Россия может помочь нам, если сумеет возродить ООН и усилить ее роль в урегулировании ситуации в Ираке. Я предложил бы России добиться через Совбез введения в Ирак "голубых касок" ООН. Это поможет установить в Ираке стабильную власть. Таким образом Россия продемонстрирует всему миру, что она по-прежнему является великой державой.
- Какие силы, по-вашему, встанут во главе нового Ирака?
- Ну, сначала Ираком будут управлять те, кого предлагает американская сторона. Временная администрация, действующая исключительно в рамках переходного периода. Отставной генерал Джей Гарнер, который ее возглавляет, уже столкнулся со множеством проблем. Прежде всего ему не удалось собрать достаточное количество иракских эмигрантов, которые помогли бы ему управлять страной. В поисках таких людей США прочесывают свою страну и Европу, но пока мало кого нашли. От сотрудничества с американцами отказались и все оппозиционные режиму Хусейна силы, заявив, что вся власть в стране в переходный период должна быть передана иракским партиям и движениям. По нашему убеждению, в переходном правительстве должны быть пропорционально представлены все политические силы, все религиозные конфессии и национальности.
- Некоторые востоковеды предрекают в будущем объединение шиитского юга Ирака с Ираном или даже полное слияние Ирана и Ирака в одно исламское государство.
- Я не думаю, что у иранского руководства есть такие "задумки". Уверен, что при любых обстоятельствах иракский народ никогда не согласится на подобное объединение. У иракцев есть огромное желание сохранить свое государство единым, таким, каким оно существует вот уже много веков.
- Готовы ли вы лично возглавить переходное правительство?
- Пусть это решает иракский народ, у нас сейчас другие заботы. Нужно думать не о том, кто что возглавит, а о том, как восстановить нормальную жизнь. А когда дела наладятся, тогда можно будет подумать и о выборах.
Смотрите также:
- Сегодня Ирак контролирует 1/4 мировых запасов нефти. "Арабская карта" Саддама Хусейна →
- Ирак: Самые честные оккупационные выборы →
- "Саддам выбран мальчиком для битья" →