Атомный поезд

ЭТОТ неприметный с виду товарно-пассажирский состав Северной железной дороги почти ничем не отличается от тысяч своих собратьев. Все, как всегда. Растянувшиеся почти на полкилометра вагоны-рефрижераторы да пара пассажирских вагонов.

О том, куда предстоит отправиться его экипажу, до последней минуты не знает ни начальник поезда, ни его машинист. Здесь все подчинено приказу. Да и как может быть иначе, если за фасадом обычного железнодорожного состава прячется... сверхсекретная ракетная часть, способная тремя имеющимися на ее вооружении ракетами поразить любую цель в любом уголке мира с точностью до нескольких десятков метров. Поэтому ракеты SS-24 называются в западных источниках "Scalpel". А командира 10-й гвардейской ракетной дивизии гвардии генерал-майора Геннадия Баженова бывшие потенциальные враги с уважением именуют "Хирург".

Секретный объект

   
   

ПОЛУЧИТЬ разрешение на посещение ракетного соединения РВСН, в состав которого входят четыре боевых железнодорожных ракетных комплекса (БЖРК), достаточно сложно. Вход на территорию любого постороннего лица строго запрещен. Хотя несколько человек пару раз в году сюда имеют право зайти даже без специального пропуска. Это проверяющие из военного ведомства Соединенных Штатов Америки.

Военные эксперты объясняют решение сохранить БЖРК в боевом составе РВСН выходом США из договора по ПРО. Этот факт снимает с России ряд международных обязательств в области сокращения и ликвидации ракет, подпадающих, в частности, под договор СНВ-1.

Конечно же, наших РВСН за границей все еще боятся. В этих войсках пока находится все то недопиленное и недопереплавленное, что лет десять назад гордо называлось "ядерным щитом". И как противнику не бояться подчиненных генерала Баженова? Только одной из десяти разделяющихся боеголовок, что есть в ракете, они способны нанести удар, по силе превосходящий Хиросиму в десятки раз.

Но и Министерству обороны РФ не все под силу. В боевом составе сохраняется лишь одна дивизия БЖРК, дислоцированная в Костроме. Две другие остаются в качестве баз хранения. Что ожидает эти базы в дальнейшем, не знает никто: восстановят из них боевые части или пустят под нож?

- Усовершенствованный БЖРК был принят в эксплуатацию в 1987 году, - рассказывает заместитель командира соединения гвардии полковник Ю. Ошкин. - Сверхсекретный поезд, вооруженный ядерным оружием, заступил на боевое дежурство, катаясь по стране, позволяя оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки... и наводя ужас на потенциального противника.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Хотя для этого есть специальные тупички на любой железной дороге. Однако в случае поступления команды состав останавливается. Специальным устройством, по виду напоминающим длинную руку, отводятся в сторону контактные провода. В каждом из трех спецвагонов открывается крыша. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. Для того чтобы не разбить железнодорожные рельсы, ракета осуществляет минометный старт. Уже в воздухе с помощью порохового ускорителя она отводится на несколько десятков метров от поезда, и только после этого запускается маршевый двигатель.

- Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК, - рассказывает командир полка В. Журавлев, - может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. С 1991 года по договоренности с США наши полки несут боевое дежурство на базе без выезда на железнодорожную сеть страны. В голове поезда стоят три локомотива. В каждом из них несет дежурство бригада, состоящая из кадровых офицеров.

Подлодка на рельсах

С СОКРАЩЕНИЕМ личного состава ракетного соединения количество боевых задач не уменьшилось. При этом практически полностью отсутствует тщательный отбор новобранцев.

А ведь этот состав по своему предназначению уникален. Даже если иностранные спутники-шпионы могли засечь выход поезда на трассу, то через несколько минут ракетчики уже оказывались вне зоны видимости. Для того чтобы постоянно наблюдать за этим поездом, противнику необходимо держать в космосе более 300 спутников-шпионов.

Очутившись внутри состава, невольно чувствуешь себя в чреве подводной лодки. Такой же узкий коридор, установленная по обеим сторонам аппаратура. Неяркий мерцающий свет, почти неслышный шум компьютеров. Несмотря на жару на улице, здесь прохлада от кондиционеров. Проходим вагон за вагоном. Все они герметично закрываются - на случай применения противником отравляющих веществ.

В центре состава - командный пункт. Командир дежурных сил - В. Белянский. Вместе со своим помощником он заступает сегодня на 7-суточное дежурство. В его подчинении - почти 50 военнослужащих. Основную часть, как в профессиональной части, составляют офицеры и прапорщики. Все они в среднем несут службу около 140 суток в году, получая дополнительно к своему крошечному денежному довольствию около 100 рублей за недельное дежурство.

Их служба действительно похожа на жизнь в подводной лодке. В течение недели всему экипажу предстоит находиться внутри поезда без права выхода из него. Все семь дней, меняя друг друга, они будут сидеть у своих мониторов, ожидая приказа. Если он последует, поезд сразу же покинет базу и уйдет на маршрут. Для такого случая там есть все - столовая и спальные помещения, душевые комнаты и комната психологической разгрузки, усиленное питание на 30 суток и 40 тонн воды. Благодаря самым современным инженерным новинкам в составе всегда есть бесперебойная связь с Центральным командным пунктом РВСН. Она дублируется десятки раз.

...В последний раз БЖРК осуществлял пуск ракеты из вагона в районе космодрома Плесецк в цель, расположенную на Камчатке, с результатом "отлично" в 1998 году. Когда будет осуществлен еще один запуск - не знает никто...

Фото https://worldweapon.narod.ru