НА СЕГОДНЯШНИЙ день на контроле у правоохранительных органов страны находятся около 100 организованных преступных сообществ (ОПС), первая "двадцатка" которых влияет не только на криминогенную обстановку в целом, но и активно участвует в экономических процессах. Одно из них - ОПС "29-й комплекс" из города Набережные Челны скоро предстанет перед судом. Это будет, пожалуй, один из самых громких процессов последних лет. Он же может стать началом серьезной войны государства против организованной преступности.
В САМОМ начале 90-х годов XX века на всю страну прогремели бессмысленно жестокие - стенка на стенку - бойни казанской молодежи. С неменьшей жестокостью молодежные банды завоевывали свое место под солнцем и в Челнах. Выживали сильнейшие. Адыган Саляхов (Алик), лидер молодежной группировки своего микрорайона "29-й комплекс", мастер спорта по восточным единоборствам, с самого начала установил в банде жесточайшую дисциплину, заставлял своих пацанов заниматься спортом и гонял их за пьянки. Благодаря этому группировка победила в местных войнах и вышла на большую криминальную дорогу.
Для развития организации нужны были деньги. Как раз напротив многоподъездной панельной пятиэтажки, в которой жил Алик и некоторые его товарищи, работал Автозаводской рынок. Именно он и стал первой "дойной коровой" преступников. Дань платили все без исключения хозяева торговых точек. С непокорными решили не церемониться, а после того как навсегда исчезла пара коммерсантов, таких не осталось. По всему городу мгновенно разнеслась весть о ритуальном обряде убийств, совершаемых "двадцатидевятниками", - заметая следы, жертве отрезали голову и кисти рук. Таким же способом группировка расправлялась и с бандитами-конкурентами.
Киллер Фига и другие
ЗА КАКИХ-ТО два года "29-му комплексу" в Набережных Челнах стало тесно. Верхушка группировки - Алик и его сподвижники Юрий Еременко (Ерема) и Александр Власов (Шурин) - перебралась в Москву. В столице Алик на чужое имя купил особняк за полтора миллиона долларов, а Ерема и Власов сняли шикарные квартиры. Отсюда, по версии следствия, они руководили группировкой и давали четкие указания оставшемуся в Челнах на правах главного Рузалу Асадуллину. Установленный в банде железный порядок и соблюдение субординации не давали сбоев. "Старшие" следили за "общаком" и обеспечивали дисциплину в группировке и ее прикрытие через связи в правоохранительных органах и структурах власти, "младшие" выполняли всю черновую работу. В банде появилась команда киллеров во главе с Александром Беленко (Фига), оружейный склад, куда, по данным предварительного следствия, поступала продукция прямо из Ижевска. Заработал свой отдел разведки и контрразведки под руководством бывшего сотрудника спецназа ГРУ, а также мозговой центр по совершению экономических афер.
Группировка набирала обороты. Теперь кроме рэкета источниками доходов стали контроль над производством "левой" водки, автозаправками и вновь заработавшим КамАЗом. Команда киллеров не только трудилась на своих, но и выполняла платные заказы со стороны. По слухам, среди заказчиков убийств был глава одной из местных администраций в Татарстане. На счету убийц 21 только доказанный следствием труп. Работали киллеры профессионально, следов не оставляли, а Фига слыл самым злобным наемным убийцей в России. В 1996 году во время одного заказного убийства он с двумя подельниками "за компанию" убил 7 человек, которые случайно оказались в одном доме с жертвой. Чтобы легализовать ношение убийцами оружия, в Москве было открыто частное охранное предприятие "Барс", в котором числились сотрудниками штатные бандиты "29-го комплекса".
"Двадцатидевятники" первые завезли в регион наркотики. Используя новые столичные связи, верхушка группировки наладила прямой наркотрафик из Афганистана и Таджикистана прямо в Татарстан.
Криминального господства Алику и его друзьям было мало. Руководство "29-го комплекса" протолкнуло своего человека в Госдуму. Он-то и помогал им потом совершать многомиллионные экономические аферы по получению ложных кредитов в крупных банках России и захвату предприятий в Татарстане, Удмуртии, Одессе, Московской, Самарской и Оренбургской областях. По материалам следствия, захватив с помощью своего помощника, бывшего следователя, по кличке Мавроди контрольный пакет акций Елабужского мясокомбината "Модуль", Алик превратился в президента, а Ерема - в вице-президента московской компании "Акбарс-холдинг", через которую в офшор на Кипре ушли миллионы долларов с того самого мясокомбината. Расследование также показало, что, задействовав в своей афере экс-вице-премьера Удмуртии Владимира Гусева и его связи в госструктурах, бандиты пытались обанкротить крупнейший совхоз республики "Восточный", успев заработать на нем около 10 млн. долларов. Неплохой доход приносила им большая гостиница в Одессе и комбикормовый завод в Подмосковье.
Кровавая война