Объединим кошельки?

   
   

НА ПРОШЛОЙ неделе Швеция проголосовала против евро. Граждане не захотели иметь общий карман со всем европейским сообществом. Почему? Для россиян это вопрос не праздный - в ближайшем будущем и нас ждет единая валюта - пока с Белоруссией.

"ШВЕДЫ не верят в евро, - говорит Микаэль Виниарски, московский корреспондент крупнейшей шведской газеты "Dagens Nyheter". - Ему всего два года. Надо подождать несколько лет, чтобы понять, выживет евро или провалится. Мы видим, что в Германии или, скажем, во Франции - странах, которые вступили в еврозону, - дела складываются неважно: большой дефицит госбюджета, экономического роста нет. Ведь с переходом на евро страна теряет самостоятельность в решении финансовых вопросов, в установлении процентных ставок. В то же время в Дании и Велико-британии, которые сохранили национальную валюту, ситуация получше".

Германия и Франция действительно переживают трудные времена. Впрочем, не все винят в этом общую валюту. "Что касается Германии, - комментирует Ольга Буторина, эксперт Института Европы, - то ее проблемы - это следствие объединения ФРГ и ГДР, которую она так и не смогла переварить. Во Франции же слишком дорогая система соцобеспечения - много пособий, льгот, которые давят на бюджет". Однако вряд ли граждане голосуют против единой валюты, взвешивая дефициты госбюджетов. Скорее всего, они сравнивают цены.

Когда наличный евро появился на свет в новом, 2002 году, в Европе подорожало почти все. Магазины, переписывая цифры на ценниках, округляли их чаще в свою пользу. Кельнский Институт прикладных исследований потребительского рынка констатировал, что повышение цен отмечалось в 72% случаев и только в 28% - снижение.

Больше всего жалоб поступало на булочников. Батон, раньше стоивший 4,95 марки, стал стоить 5,48 марки (повышение почти на 11%). Еще клеймили производителей йогурта, шоколада и пивоваров. Зато в некоторых супермаркетах Германии владельцы пошли на небольшие скидки. Считается, что покупатели любят, чтобы цены заканчивались на девятку. Поэтому пицца, например, стала стоить 2,49 евро вместо 2,55.

Сегодня цены в Европе успокоились - растут не больше чем на 0,1% в месяц, поэтому можно подвести итоги. Более дорогими стали услуги, в частности гостиницы, кафе, автозаправки и автомойки. За пользование общественным туалетом вместо "дореформенных" 50 пфеннигов (26 центов) приходится платить 30 центов. Чашка кофе (в пересчете на евро) поднялась с 1,2 до 1,5 евро.

Серьезнее других пострадали бедные страны. Например, Греция, Португалия, Италия. Особенно подорожали продукты, которые пользуются спросом у туристов, - мороженое, соки, кока-кола. А вот в богатой и дорогой Финляндии цены даже немного снизились.

Из секторов экономики больнее всех евро ударил по финансовому сектору. Оказалось, что банков в Европе слишком много. Оставшиеся без работы банкиры даже устраивали акции протеста перед европейским Центробанком. Но почему все надеялись, что раз единая валюта, то и цены во всех странах будут одинаковыми?

Руди Дорнбуш, профессор экономики Массачусетского технологического института (бывший главный советник МВФ), сравнивает Единую Европу с Соединенными Штатами: "Просто от введения общей валюты уравнивания цен не происходит. Гарвардский университет проводил однажды исследование стоимости стрижки пуделя на территории Большого Бостона. Была обнаружена более чем 100%-ная разница в ценах. Ничего удивительного. В богатых районах Бостона все стоит дорого, в бедных - дешево".

Так же и в Европе. Разница в зарплатах между Финляндией и Испанией огромна. Вот и банка кока-колы стоит в Хельсинки в три с половиной раза дороже, чем в Мадриде. Если бы жители Финляндии могли делать покупки на берегу Средиземного моря, они стали бы в полтора раза богаче. Но практически это невозможно.

Смотрите также: