НА ПРОШЛОЙ неделе отмечалось 10-летие трагических событий в Москве. Их активным участником был и нынешний председатель Счетной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН.
- НАКАНУНЕ появления Указа N 1400 я был председателем Комитета Верховного Совета по обороне и безопасности. В ночь на 21-е я выступил перед съездом и сказал, что складываю с себя полномочия, потому что против раскола в Вооруженных силах. Наутро я был назначен первым замминистра безопасности РФ. Следующие 12 дней я прожил на Лубянке в своем кабинете.
...Буквально за три дня до событий 4 октября, ночью, я приехал в Белый дом. Вокруг уже натянули колючую проволоку. Меня привели к Руцкому. Света в кабинете не было. У дверей стояли автоматчики странного вида с недельным амбре. Я говорю: "Александр Владимирович, поверь мне, мы с тобой давно друг друга знаем - полная иллюзия считать, что вас кто-то всерьез поддержит, тем более армия". Всю информацию по регионам мы отслеживали: большая часть населения к ситуации в Москве отнеслась равнодушно. На дворе был 93-й год с массой проблем с зарплатами, продовольствием, подготовкой к зиме.
Но Руцкой ответил, что он остается.
Решения о штурме не было до последнего момента - мы пытались решить проблему через блокаду и переговоры, которые шли под гарантии патриарха Алексия II. Мы уже вышли на нулевой вариант - досрочные выборы президента (Ельцин на это согласился) и досрочные выборы Верховного Совета. Но все напрасно. Переговорщики от депутатов к тому моменту были названы в Белом доме чуть ли не предателями.
Наверное, с военной точки зрения стрельбы с моста по Белому дому можно было избежать. С другой стороны, я понимаю руководителей группы "Альфа" - рисковать людьми тоже никто не хотел. Хочу только напомнить, что ни один депутат не погиб. Погибли волонтеры, которые приезжали в Белый дом из Приднестровья, еще откуда-то.
После штурма в администрации президента была создана комиссия, которая проверяла депутатов на лояльность. А я спустя две недели наконец-то вернулся домой на Рублевку, вымылся... И вот с самого утра ко мне потянулись депутаты - из тех, кто участвовал в событиях и жил по соседству. У кого-то на даче отключили свет, кого-то хотели выселять с ОМОНом. По-человечески хотелось им помочь. Примерно 40 депутатам я выдал справку на бланке первого замминистра безопасности, что "депутат такой-то находился в Белом доме по моему поручению для информирования о ситуации"... Примерно через три дня мне звонит Филатов и говорит: "Слушай, ты там доиграешься со своими "агентами". Но, к счастью, еще до амнистии вопрос с депутатами был решен - надо отдать должное Ельцину. Никого не стали выселять и преследовать...
Конечно, виноваты в случившемся были обе ветви власти. Во-первых, Верховный Совет тогда практически размыли в кадровом отношении. Многие профессионалы ушли в исполнительную власть - Шахрай, Рябов, Яров, Шумейко, Филатов, Подопригора... Во-вторых, роковую роль сыграла перекройка Конституции. Уже после августа, а тем более после декабря 91-го года, когда развалился СССР, нам нужно было думать о новой Конституции. А мы вместо этого кромсали, уродовали вставками и поправками, порой с голоса, Основной закон, написанный под совершенно другое государство.
Какие выводы можно извлечь из тех событий? Первый - государству нужен баланс властей. Еще один вывод - армия должна использоваться лишь в крайнем случае, как бы ни была сложна политическая ситуация. А самое главное - спустя 10 лет мы должны беречь политическую стабильность в стране: хватит уже обвинять друг друга.
Смотрите также:
- Почему "молодые правые" не договорились? →
- Президента обложили. Запахло отставкой? →
- Ошибочная стратегия Кремля →