Осеннее обострение

   
   

СОБЫТИЯ последних недель и месяцев свидетельствуют об острейшей схватке на самом верху по фундаментальному вопросу: по какому пути идти России дальше?

К 2003 году в обществе сформировался консенсус - модель олигархического капитализма нужно менять. Несколько встреч В. Путина с олигархами были попыткой нащупать схему "общественного договора". Но олигархическая система, как в свое время коммунистическая, реформироваться "не захотела". Кремль перешел от дискуссии к жесткому давлению.

Можно спорить о методах Генпрокуратуры. Они обнаруживают не только "разруху" в силовом блоке, но и слабость самой власти. Вспомним, что именно из-за слабости власти Ельцину для разрешения кризиса в 1993 году тоже пришлось "выйти за пределы правового поля".

Недавнее интервью Б. Ельцина в газете, принадлежащей "ЮКОСу", можно расценить как "структурирование" олигархической обороны. Утверждение бывшего президента о том, что он и его команда "не допустили ни одной стратегической ошибки ни во внутренней, ни во внешней политике", - это, по сути дела, "телеграмма" Ельцина в Кремль: "Ребята, не торопитесь ломать то, что создано не вами, и не забывайте, кто вас поставил на власть".

Газета с интервью Ельцина вышла в среду, а в пятницу Генпрокуратура демонстративно арестовала Ходорковского.

Бреши в обороне

АРЕСТ вызвал очередную волну "солидарности". В его защиту выступили Российский союз промышленников и предпринимателей и Союз правых сил. С вопросом "С кем вы, господин президент?" к В. Путину обратился А. Чубайс.

Однако оборона олигархов имеет серьезные бреши. Несмотря на огромные деньги, брошенные в последние месяцы на пиар в защиту "ЮКОСа", последний опрос общественного мнения ВЦИОМ показывает, что "широкие массы отнесутся к аресту Ходорковского положительно". А действия Генпрокуратуры по экстрадиции Гусинского и Березовского вообще одобряли более 90% опрошенных.

Конечно, уроки 1917 года говорят о том, что народ далеко не всегда прав. Тем не менее Кремль не может не учитывать нарастания антиолигархических настроений, особенно в период "двухэтажных" выборов - в Госдуму и президентских. Сумма этих настроений сегодня формулируется так: покончить с приватизацией власти, внести серьезную коррекцию в систему, доставшуюся в наследство от Б. Ельцина.

Надеясь сохранить влияние, бизнесмены, создавшие капитал при Ельцине, главное внимание сегодня уделяют уже не приумножению, а облагораживанию нажитого. Лучший метод - слияние с "чистыми" иностранными компаниями, покупка престижных активов и недвижимости за границей. Схемы не слишком затейливы: друг "семьи" Р. Абрамович продает другому члену "семьи" - О. Дерипаске (женат на Полине Юмашевой) за 2 млрд. часть своих акций "Русского алюминия" и приобретает английский футбольный клуб "Челси" со всей его недвижимостью. По мнению британской деловой газеты "Financial Times", ряд крупных олигархических групп, родившихся в эпоху Ельцина, готовы продать стратегические пакеты акций зарубежным компаниям и стать признанными международными игроками. Мы это видим и по стратегии "ЮКОСа".

Другой процесс, который идет в рамках олигархического бизнеса, можно назвать "концы в воду". Через процедуры банкротства, через многократную перепродажу акций, через выпуск новых акций с последующей их скупкой подставными лицами размывается истинная история "первоначального накопления".

Есть, однако, несколько "но", которые омрачают, казалось бы, безоблачное существование богатейших семейств.

Обмен ударами

КОНЕЧНО, закрепиться во власти "по-азербайджански", передав ее по семейной линии, клану Ельцина не удалось. Но приватизация власти позволяла длительное время разруливать в бизнесе и кадрах. По признанию Б. Березовского, по семейной разнарядке на высшие посты в стране рассматривались Аксененко, Кириенко, генерал Николаев. Но главная задача была не допустить к власти Е. Примакова. Не секрет, что "семья" пыталась сохранить влияние и на нового президента.

В преддверии парламентских выборов олигархическая группа, близкая к "семье", сделала попытку закрепиться на вершине путем расширения парламентского лобби. Но наткнулась на жесткое сопротивление. В отместку была предпринята попытка расшатать имидж В. Путина на Западе посредством серии заказных публикаций. Агрессивный пиар ведется и в ряде российских СМИ. Путин стал настолько неудобным, что в одном из своих последних интервью главный идеолог "антипутинизма" Б. Березовский прямо заявил, что "сегодня может показаться многим соблазнительным убрать Путина". На то, что у "семьи" может появиться новый политический наследник, в своем интервью неожиданно намекнул и Ельцин.

Это только ускорило ход событий. Не исключено, что президента стало раздражать и усилившееся (в пику ему) восхваление Ельцина как "отца демократии". Серьезно повлияло и бегство из России в последнем квартале 7,7 млрд. долларов - больше, чем за весь предшествовавший год. В. Путину доложили, что в первую очередь потекли деньги "семейных".

Над кланом начали сгущаться тучи. Под ударом оказалась ключевая фигура "семьи" - Николай Аксененко. При Ельцине его прочили на пост премьера с возможным выходом "в короли".

"Дело Аксененко" ни шатко ни валко тянулось с октября 2001 года. Хотя "досье Аксененко" легло на стол В. Путина вскоре же после его инаугурации, тот был настолько неприкасаемым, что потребовалось время, чтобы им занялись следователи. И вдруг Генпрокуратура заявляет о "досрочном завершении расследования" и передаче дел в суд.

Глубже, еще глубже

ИНТЕРЕСНО проанализировать и серию "случайных совпадений" последнего времени.

Сгущаются тучи над "Аэрофлотом", который с 1997 года возглавляет В. Окулов, женатый на старшей дочери Ельцина - Елене. Только что взята подписка о невыезде в связи с неуплатой налогов "в особо крупных размерах" у одного из акционеров "ЮКОСа" В. Шахновского. Напомним, что во время избирательной кампании 1996 года он был членом предвыборного штаба Б. Ельцина. А несколько дней назад Следственный комитет МВД вновь заинтересовался компанией "Сибнефть", созданной по указу Ельцина в 1995 году. А ведь ранее возбужденное дело о злоупотреблениях при приватизации "Сибнефти" было прекращено "за недостатком улик".

По сведениям "Аргументов и фактов", в результате серии обысков в подразделениях "ЮКОСа" в распоряжении Генпрокуратуры оказались схемы манипуляций с акциями, фиктивных банкротств и каналы тайного вывода денег за границу. Причем обнаруженные "записи" касаются не только "ЮКОСа", но и нескольких других олигархических групп. С конкретным указанием - кто, где, сколько и когда. Это напугало. Потому что в известной формуле Путина об итогах приватизации есть слова, которые олигархическое сообщество очень не любит вспоминать. Приведем цитату полностью: "Пересмотра результатов приватизации не будет. Но если были нарушения закона и если Генеральная прокуратура заводит определенные дела, у меня нет законного права возражать".

На давление друзей "ЮКОСа" президент ответил из Кремля, и достаточно жестко: "Никакой торговли не будет по поводу деятельности правоохранительных органов... Поэтому все спекуляции и истерику на этот счет просил бы прекратить, а правительство прошу в эту дискуссию не втягиваться".

***

ОСЕННЕЕ обострение, конечно же, связано с предстоящими парламентскими выборами. Кремль пытается блокировать прохождение в Госдуму лоббистов от олигархических групп, которые могли бы серьезно попортить кровь "президентской рати". Но, похоже, не только это. Ущербность "семейного менеджмента" в России состояла в том, что он не смог (скорее, не захотел) провести трансформацию олигархической модели в капитализм "с человеческим лицом". Похоже, В. Путин намерен избавиться от "семейной схемки" развития страны, не ожидая начала второго срока.

Смотрите также: