ВСЕ мы очень разные. Но есть общее, что нас объединяет: мы все ходим в магазины и делаем там покупки. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства подготовило поправки в закон "О защите прав потребителей". О них рассказал "АиФ" заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей ДУДКИН.
Я купила импортный холодильник, но в нем оказался брак. Когда я попыталась предъявить претензии к производителю, оказалось, что, как иностранец, он не обязан его ни заменять, ни возвращать деньги. Что делать?
Ольга С у х а н о в а, Соликамск
- ПО СУЩЕСТВУЮЩЕМУ закону "О защите прав потребителей", если в нашей стране нет представительства иностранной компании, которая произвела холодильник, россиянину предъявить к ней претензии действительно очень трудно. А если эта компания ушла с рынка, вовсе невозможно. Но по новым поправкам в закон, которые уже одобрило правительство и которые скоро будут внесены в Госдуму, гражданин имеет право предъявлять претензии к иностранному изготовителю или импортеру по самой "проблемной" группе товаров: сложной технике, дорогостоящему оборудованию (холодильник входит в этот перечень). Поэтому я советую немного подождать.
В новом компьютере я обнаружил дефект. Как я смогу доказать, что этот дефект возник не по моей вине?
С е м е н о в, Великий Устюг
- СКОРО вам ничего доказывать не придется. Это должен будет сделать сам изготовитель или продавец. Если у вас что-то сломалось, подавайте в суд, а суд уже будет разбираться, кто виноват.
- Я - предприниматель. У меня магазин. Создается такое впечатление, что ваше министерство встает исключительно на сторону потребителя... А у бедных продавцов не остается никаких прав - одни обязанности.
А. Ш п а к, Воронеж
- ЭТО не так. Мы старались соблюсти баланс. Например, дали возможность изготовителям устанавливать "гарантийный срок" на любой период (но, как правило, не меньше одного года). Раньше в законе четко существовало понятие "гарантийный срок". Изготовители могли установить его в один год, два или три, и продавец не мог влиять на этот срок. Теперь они могут конкурировать друг с другом, выстраивать более гибкую политику по завоеванию рынка. И в рамках этой борьбы брать на себя дополнительные обязательства сверх тех, что были установлены изготовителем.
Или еще пример. Многие покупатели, обнаружив брак в товаре, требовали его заменить. И по старому закону производитель был обязан это сделать во что бы то ни стало. Но часто это было невозможно: товар мог закончиться на складе, мог быть снят с производства. Теперь у производителя появляется возможность вместо товара вернуть покупателю деньги. Более того: если человек купил тот же холодильник и обнаружил в нем незначительный брак, который можно устранить, то вернуть товар он не сможет. Поменять или починить - да. Но расторгнуть договор - нет.
Последнее время идет много разговоров вокруг генно-модифицированных продуктов. Как в магазине их отличить от обыкновенных, нормальных товаров?
С. Ф е д о р о в, Ухта
- ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, до недавнего времени производитель по собственному желанию указывал на этикетке, что продукт - генно-модифицированный. Однако в поправках, которые мы разработали, он обязан это делать по закону.
Я потеряла чек. Как теперь мне быть? Имею ли я право вернуть товар?
В. Ч е р е м у х и н, Тула
- ПО НОВЫМ правилам, доказательством покупки может быть не только чек, но и любой другой документ, например, выданные магазином гарантии. Или даже свидетельские показания. Так что не отчаивайтесь.
Холодильник, который по гарантии должен быть починен, находится в сервисной мастерской. Пока его ремонтируют, фирма должна предоставить другой холодильник на время ремонта. Но она этого так и не сделала. Как быть?
А. С е в е р о в, Улан-Удэ
- ТАКАЯ проблема часто возникала, потому что не были установлены сроки, в которые фирма должна предоставить товар во временное пользование. Теперь эти сроки установлены: если товар находится в ремонте более 7 дней, то в течение 3 дней производитель должен предоставить замену.