Дом ожидания

   
   

В ТУЛЬСКОЙ области за двести с лишним километров от Москвы, в небольшом райцентре Дубна 22 года существует дом-интернат для престарелых и инвалидов, куда в очередной свой рейд в рамках благотворительной программы "Доброе сердце" приехали сотрудники "АиФ".

В КАЖДОМ ОКНЕ - по нескольку лиц. Нас ждали. Здесь вообще все время ждут. Ждут родных, которые не появляются или появляются раз в году. Ждут писем, которые не приходят. И, наверное, ждут чуда, которое не случится никогда - никогда не вернутся ко многим из обитателей дома молодость, здоровье, семья. И еще здесь умеют так радоваться малому. Как обрадовались нашему скромному "десанту" - "аж из самой Москвы, из такой газеты!" Анна Юрьевна Краснобаева здесь уже пятнадцать лет, и она тоже научилась радоваться всему и буквально за руки тащит нас то туда, то сюда - показать комнаты в семейном крыле, где живут полтора десятка пар, те, кто нашел в доме свою "половинку", показать новую мебель - подарок Пенсионного фонда, библиотеку с телевизором, тренажерный зал, молельню, медицинские помещения, показать видео- и фотолетопись жизни дома...

В доме - 291 подопечный. "Наши бабушки и дедушки" - называет их Анна Юрьевна. Средний возраст - 55-60 лет, есть и те, кому за 90. Но есть и молодые, кого именуют "детьми", по 18-20 лет. Все они инвалиды - 1-й и 2-й групп, в основном с задержкой и отклонениями в умственном и психическом развитии. Есть еще "колясочники" - безногие инвалиды на колясках.

Немало мужчин, отбывших сроки в местах лишения свободы. И ведут они себя, как рассказывает Анна Юрьевна, очень хорошо, есть даже несколько человек, отказавшихся от спиртного.

Кто-то попадает сюда добровольно, по согласию с родными, которые есть у многих, и к ним подопечных интерната отпускают погостить. Кто-то - через распределитель. Кто-то - вынужденно, и вот им научиться радоваться куда сложнее, потому что пережитые предательство и жестокость близких, равнодушие и унижение остаются в душах навсегда.

Ивану Федоровичу Бондаренко 91 год. В доме он совсем недавно. Его судьба - судьба шекспировского Лира. Инвалид 1-й группы после Великой Отечественной, владеющий уникальной специальностью радиста-оператора. Умерла его жена. Есть сын и дочь, уже в солидных летах. Отец продал свою квартиру в Выборге, деньги поделил между детьми. Разделил и все свои сбережения. И переехал жить к сыну в Финляндию (тот женат на финке). Но вскоре вынужден был уехать от спивающегося и потерявшего человеческий облик "наследника". Дочь очень звала отца к себе, в Тулу. Он приехал жить к ней... Там над ним издевались. Он показывает трость из дуба, сломанную об его стариковскую спину пополам. Внуки (одного из которых он выходил маленьким, когда тот болел), пока деда били дочь и зять, стояли и усмехались. Так он оказался на улице, стал бомжом. В монастырь его не приняли из-за его, как он выразился, "несуразного вида". Родные "устроили" его в психушку, но врачи, быстро поняв, что старик нормальнее любого, выхлопотали ему путевку в интернат. Иван Федорович не жалуется: "Отношение ко мне подчеркнуто уважительное, мне здесь хорошо, но то, что случилось со мной, - это боль, которая не проходит, всему виной мой патологический альтруизм, и еще я думаю, что будет, когда я стану совсем беспомощным, ведь я почти слепой". Он не плачет, этот красивый старик с белоснежной шевелюрой и карими глазами, с безукоризненными манерами и речью. Но именно за него особенно горько.

Плачут зато другие, торопясь выговориться. Плачет, не в силах успокоиться, беженка из Грозного, Таисия Сергеевна Архипова, 89 лет, в прошлом учительница начальных классов, воспитавшая не одно поколение и русских, и чеченцев, и ингушей, и осетин: "Война началась, было очень страшно". Переехали к сыну в Тулу. Умирает муж. Умирает сын. И Таисия Сергеевна остается без дома, без средств, без вещей: из Грозного, где они с мужем прожили с 1934 года, забрали лишь то, что смогли унести, остальное растерялось в скитаниях. Год ушел на оформление документов в интернат. Она плачет, не утирая слез: "Спасибо всем, у меня есть своя койка, и я знаю, что меня больше никто не тронет..."

Когда мы уезжали, уже темнело и в окнах снова были лица. Кто-то скажет: "Ну и что, у них же в принципе все есть!" Но пусть этот кто-то спросит себя: хотел ли бы он сам вот так встретить свою старость и свой уход? Как сказал Иван Федорович, "ведь больше всего каждому хочется, чтобы ему закрыла глаза родная рука и чтобы близкие, любящие провожали в последний путь". Мы еще вернемся в дом, может быть, его подопечным станет хоть чуточку теплее, помогите нам и им, дорогие наши читатели. Подробный репортаж читайте на сайте dobroe.aif.ru.

"АиФ. Доброе сердце" вновь отправляется в путь.

29 ноября 2003 года в 8.00 от здания редакции "Аргументы и факты" (Мясницкая, дом 42) отправится рейс в Дубнинский дом-интернат Тульской области. Пожилые люди будут рады подаркам, которые мы соберем вместе с вами. Это телевизоры, радиоприемники с батарейками, столярные инструменты для работы по дереву, наборы для вышивки, книги для библиотеки, настольные игры. Все должно быть в хорошем состоянии!

В поездку мы приглашаем умельцев по народным промыслам и всех, кто хочет помочь интернату. Звоните, пишите: тел. (095) 997-27-31 (Маргарита Широкова), e.mail: dobroe@aif.ru и вы станете участником программы "АиФ. Доброе сердце". Присоединяйтесь к нам!

Отдел спецпроектов "АиФ".

Смотрите также: