Машков. Любовь к своей крови

   
   

27 НОЯБРЯ Владимир МАШКОВ отметил свое 40-летие. За это время он много чего успел: два раза жениться, бросить любимую биологию ради того, чтобы стать актером и режиссером. Сыграть около сотни ролей в театре, самому поставить несколько спектаклей, снять полнометражный фильм. На очереди - картина "Папа!" по пьесе Александра Галича "Матросская тишина".

Голливуд подождет

- ПОЛТОРА года назад в интервью "АиФ" вы говорили, что если не найдете денег под свой проект, то уедете в Голливуд - бегать по экрану в компании с Анджелиной Джоли. Так чем дело закончилось?

- Как только я со своим соавтором Ильей Рубинштейном написал сценарий "Матросской тишины", мои очень близкие друзья нашли деньги на постановку.

Так что Анджелина Джоли в "Ларе Крофт-2" побегала без меня. Что касается других голливудских проектов, то пока я доделываю фильм и ни на что отвлекаться не хочу. А дальше - посмотрим.

Я на мир вообще стараюсь смотреть оптимистически. Знаете, все проходит, и проходит достаточно быстро. И как только ты начинаешь существовать какими-то коротенькими периодами: сегодня-завтра, сегодня-завтра (отбивает ритм руками), становится намного легче.

- Проблему поиска средств на фильм можно было бы решить довольно просто - записаться в какую-нибудь партию. И вы бы получили нужную сумму, просто "поработав лицом", как это сделали некоторые ваши коллеги по театру. Для вас такой вариант приемлем?

- Не знаю... Мне хочется думать, что приятные мне люди идут в партию не из-за денег, а из-за каких-то внутренних убеждений. И, в общем, если они эти стойкие убеждения имеют, то правильно делают. Хотя, может, я не прав? Я-то точно такой аполитичный человек, что никогда никуда не вступлю. А становиться партийным членом ради того, чтобы проблемы свои решать, мне совестно. Нет, неловко! (Смеется.) А жажда власти меня, к счастью, не мучает.

- Во сколько, кстати, обошелся вам ваш фильм? Звягинцев, к примеру, поставил рекорд, уложившись со своим "Возвращением" в 450 тыс. долларов.

- Я бы тоже с удовольствием снял за столько. Но действие в моем фильме происходит в 30-40-е годы, без костюмов, декораций воссоздать ту жизнь очень трудно. Я буквально вырывал из Москвы какие-то невероятные, чудом сохранившиеся куски. В итоге мы уложились в сумму порядка 3,5 млн. долл.

- Эти деньги вернутся?

- Хотелось бы, потому что мне их никто не подарил. Я вообще не очень понимаю такое разделение - "фестивальное кино", "прокатное кино". Я перед собой ставил другую задачу - донести до людей ту мысль, которой я живу уже несколько лет. Не побоюсь быть банальным и скажу: единственные люди, которые любят нас ни за что, - это наши родители. Я не могу найти на Земле другой такой бескорыстной, безумной, иногда отвратительной, нелепой любви, как любовь к своей крови, к своему продолжению. Видимо, в этой любви и заключается тот смысл, та ценность человеческой жизни, которую мы так долго и порой так безуспешно ищем.

- В чем, по-вашему, предназначение искусства - развлекать уставший народ или "сеять разумное, доброе, вечное"?

- Не могу сказать. Если человек хочет отдыхать и не хочет думать, зачем его силой гнать на серьезный фильм? С моей же лентой все просто. Если после этой картины хотя бы часть зрителей позвонит своим родителям, это уже будет полезным делом. Мне некому позвонить, поэтому я и снял этот фильм.

Мир открыт для всех

- А ВЫ пытались уговорить американских звезд поучаствовать в вашем проекте? Роль сыграть или съемки частично профинансировать? Ведь не все же они жадные! Тот же Харрисон Форд или Джулия Ормонд.

- Нет, конечно, они не все жадные. Но зачем же отдавать наше добро на Запад? Конечно, они могли бы принять участие в проекте, который им понравился. А нравятся им, как и нам, простые, светлые, настоящие истории. Настоящие, а не вымученные сценаристами. Несмотря на абсолютную разность наших взглядов на жизнь (мы с Америкой - как две разные планеты), на откровенные и тонкие истории они откликаются так же чутко. Ведь эти самые простые вещи - любовь, разлука, предательство - оказываются универсальными.

Да и вообще... Мир сейчас настолько открыт, у тебя есть любая возможность: хочешь - играй на этой площадке, хочешь - лети за океан и работай там. Если у тебя есть что предъявить миру - предъявляй. Надо добавить чуть-чуть везения - и вперед. Да, с технологией мы им не конкуренты, с компьютерами нам управляться труднее, а что касается историй, "человеческого фактора", нам есть чем зацепить Запад.

- Вы то уезжаете работать в Голливуд, то на полтора года выпали из процесса - занялись фильмом. Вы не боитесь затеряться в современном российском кинематографе, где сегодня - один сплошной "Next"? И даже самые именитые и разборчивые актеры и режиссеры, раньше чуравшиеся работы в телесериалах, сейчас активно участвуют в подобных проектах. А полнометражное кино потихоньку переходит в разряд "элитарного искусства для избранных".

- Не знаю, если будет какой-то телевизионный проект, достаточно интересный для меня, почему бы нет? Но меня не зовут в сериалы!

Между Японией и США

- А ВАС Михалков к себе в "Утомленные солнцем-2" звал?

- Нет.

- А если бы позвал - пошли бы? Люди из кинематографических кругов разное говорят. На "Мосфильме", где Путин встречался с деятелями культуры, Михалкова не было. Кто-то увидел в этом плохой для мэтра знак.

- Какие же все-таки эти люди - злодеи! Никита Сергеевич сделал в кино столько, что можно было бы его и не мучить больше. Он снял замечательные картины! И отворачиваться от человека только потому, что изменились политические ветры, мне кажется, неправильно. Смешивать в одну чашку профессиональные и человеческие качества нельзя. Уолт Дисней, например, коммунистов сдавал, был одним из рьяных борцов с коммунистическим движением, но его мультфильмы от этого хуже не стали. И никто не сказал: "Я не буду смотреть мультик про Микки-Мауса, потому что его снял негодяй!"

- Российская интеллигенция, вернее, изрядная ее часть, сегодня волнуется: мол, скоро опять начнут гайки закручивать. Словом, не пора ли собирать чемоданы? Вам страшно?

- Я вообще не люблю преждевременно волноваться. Это очень женский взгляд - начинать переживать заранее, когда еще ничего не случилось. Мне кажется, пока все спокойно.

У меня вообще есть своя теория развития человечества. Солнце, как известно, движется с востока на запад. Значит, первыми просыпаются в Японии. Мир еще спит, а у них - утро и есть возможность опередить всех. Поэтому они так преуспели в развитии технологии - они бодрые, у них мысль кипит. Дальше наступает полдень - начинается Россия. Вроде работать так же активно, как в Японии, уже поздно, но и время обеда еще не пришло. И просторы вокруг - на сотни километров. И можно сла-адко так потянуться, собираясь с силами: "Сейчас! Сейчас начнем!" Поэтому у нас на этих просторах рождались и рождаются великие созерцатели, великие художники, которые умеют видеть сердцем.

Дальше - к обеду - идет Европа. Вроде все устаканилось, рабочие начали стучать молотками, но так как у них - уже обед и выкладываться на всю катушку глупо, выразить всю полноту души они не могут. Работают добротно - да, но все искусство - у нас. И наконец - Америка, там уже вечер, закат. Им нужно все делать быстро, чтобы успеть до темноты, поэтому туда съезжаются энергичные люди, там скапливается мощная энергия, там быстро зарабатывают капиталы, они за сто лет сколотили громадную империю. Так все и идет по кругу.

Этот закон космического распределения человеческих душ мне кажется правильным. В ловле ведьм мы преуспели, и мы их всегда будем ловить - так исторически сложилось, но, повторю, у нас - полдень, и неизвестно, в какую сторону качнется маятник. Конечно, хотелось бы жить в стране хорошей, красивой, сильной, с талантливыми, незлыми людьми.

Смотрите также: