Василий Лановой: "Пушкин - вот наша национальная идея"

   
   

ВООБЩЕ-ТО мы с Василием Семеновичем могли бы быть коллегами. Дело в том, что Лановой чуть было не стал газетчиком и даже поступил на факультет журналистики. Но, забрав документы из МГУ и перейдя в Щукинское театральное, стал в результате артистом. Артистом из разряда тех, кого без малейшей натяжки или желания польстить принято считать "культовыми". Одними только Иваном Вараввой из "Офицеров" и Павкой Корчагиным из одноименного фильма Лановой - как бы красиво это ни звучало - вписал себя в историю нашего кино.

Большевистский Христос

НЕСМОТРЯ на явную идеологизированность экранизации романа Островского, сам актер гордится тем, что сыграл Павку Корчагина. "Когда сегодня меня спрашивают об этой роли, - сказал Василий Лановой "Аргументам и фактам", - то ехидно так интересуются: "Ну и как вы теперь относитесь к Корчагину?" Так вот отвечаю: теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда! Потому что дай бог нашим детям хоть во что-то верить так, как верил мой папа. И, если они найдут веру, это будет большим благом для России.

Книгу "Як гуртовалась сталь" Миколы Островского нам впервые прочитал учитель - подпольно в 1941 году на оккупированной Украине. С тех пор я и загорелся этим образом. Очень хотелось сыграть его. И когда пришел на пробы к Алову и Наумову, режиссеры хором воскликнули: "Ну, вот оно!" Надо сказать, что они своеобразно снимали Павку. Все время твердили фразу Андре Жида, который в 1934-м навестил больного Островского и, выйдя от него, произнес: "Это ваш коммунистический Иисус Христос". Режиссеры говорили: "Вася, вот и играй Христа". Когда картина пошла, многие критиковали меня за "святость" Павки. А меня это радовало - значит, все получилось. Мы ведь и снимали максималиста, человека идеи".

Говоря о вере, Василий Семенович подчеркивает, что сам он - человек нерелигиозный. "Верую прежде всего в духовность, - говорит он. - Я всячески пропагандирую нашу русскую классику как первооснову, которая помогает связывать эпохи. Тем более что сегодня эта связь времен оборвана. Я позволяю себе одно увлечение - художественное чтение. Обожаю русскую поэзию. Если есть возможность вступать с Александром Сергеевичем в любую связь, я на это иду с удовольствием. Поскольку считаю, что на сегодняшний день Пушкин и есть та национальная идея, о дефиците которой так много кричат и справа, и слева, и снизу".

Табу на "секс"

ВОТ уже более 45 лет Лановой служит в Театре им. Вахтангова. Принц Калаф из "Принцессы Турандот" в его исполнении долгие годы был, что называется, самым громким "хитом" театральной Москвы. Во время одного из спектаклей зрители были шокированы, услышав, как знаменитый вахтанговец Николай Гриценко представил появление Калафа четверостишием: "Семен Михайлович Буденный/ Василь Семеныч Лановой/ Один рожден для жизни конной/ Другой - для жизни половой".

Сам актер, слушая, как и сегодня некоторые цитируют ставшее крылатым высказывание, лишь улыбается. И говорит, что "по этой части он никогда не свирепствовал и относился к этому достаточно спокойно". На то и дело звучащий комплимент, что вы, мол, Василий Семенович - любимец женщин, отвечает: "Что ж, у женщин хороший вкус".

А на слово "секс" у Ланового наложено строгое табу. "Когда человек заводит пространно-фривольные речи о сексе, - возмущается актер, - значит, на этом фронте у него не все в порядке. Это первый признак. Испокон веков религия советовала молчать об интимном. Как можно говорить о секрете? Какой же он тогда секрет?! Публичность здесь неуместна".

Не распространяется Василий Семенович и на тему своей личной жизни. "Да не хочу я никого впускать в свою личную жизнь! Поймите, артист не может жить без тайны. Как только он начинает выворачивать себя наизнанку, он тут же становится неинтересен публике. Мне никак не понять некоторых наших артистов, которые готовы трусы снимать и показывать всем, что в них находится, лишь бы не терять дешевой популярности у зрителей. Я никогда не был брюзгой, не чувствую себя стариком ни по каким параметрам, но есть же какие-то цивилизованные нормы поведения, которые художник не должен нарушать".

Лановой и не нарушает эти самые правила. А о его жизни все равно известно многое. Его первая жена, актриса Татьяна Самойлова, с удовольствием вспоминает: "Лановой, вскоре после того как увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: "Кто ты?" Я почему-то ответила: "Я дочь своих папы и мамы". И началась взаимная, нежная, лирическая любовь. Долгий роман "на ногах": мы встречались в метро, на бульварах, на Старом Арбате. Поженившись летом 1955-го, мы жили у нас дома на Песчаной улице, в моей 18-метровой комнате.

А в 1957 году Васю послали в Китай с его фильмом "Павел Корчагин". После его поездки мы расстались. Он безумно много работал, и жить с ним было тяжело: его никогда не было дома. Вася сразу стал знаменитым..."

Через десять лет после развода во время съемок в "Анне Карениной" Лановому пришлось играть страстную сцену любви с бывшей супругой. По его словам, работалось ему абсолютно спокойно. "Мы же - лицедеи. Еще Николай Гриценко говорил: "А мне что? Я вместо нее представляю другую - и играю. Это выход".

"Жизнь - это обман"