В РОССИИ действует более трехсот православных монастырей. Из них почти половина - женские. В одной из таких обителей - Троице-Сыпанове Пахомиево-Нерехтском монастыре - побывала корреспондент "АиФ".
Радикальное средство
...В КЕЛЬЕ было холодно и одиноко. Я оглядела небольшую комнату. Две кровати, на одной из которых я тщетно пыталась согреться под одеялом. В углу иконы и лампадка, тумбочка. На двери надпись: "Господи, помилуй нас, грешных". Чайку бы сейчас! Несмотря на поздний час (было почти одиннадцать) я решилась сделать вылазку на кухню. Там горел свет и хозяйничала мать Нина, монахиня лет сорока со строгим взглядом серых глаз. "Вообще-то у нас не положено в такое время чаи распивать", - попеняла мать Нина. Я пожаловалась, что никак не могу согреться. "Есть одно радикальное средство, - сказала сестра. - Сделай в келье пред иконами двадцать земных и двадцать поясных поклонов. И прочитай "Отче наш".
В келье я двадцать раз падала ниц со словами "Господи, помилуй". И еще двадцать раз кланялась в пояс. На душе действительно стало веселее. И как-то сразу пришел сон. Разбудил меня в пять утра пронзительный звон колокольчика. В дверь постучали: "Через пятнадцать минут спускайся, вместе с сестрами пойдешь на Правило".
В храме уже через полчаса молитвы ноги "гудели". А еще через четверть, к стыду своему, я присела на единственную скамейку. Говорю "к стыду", потому что сестры, в два, а то и в три раза старше меня, продолжали обращаться к Богу стоя. Длилось Правило полтора часа, а потом началась Литургия. Видимо, мое лицо в момент службы не отличалось смирением, потому что мать Нина попеняла после: "Такая прекрасная была служба, а ты сидела маялась".
Что я могла ответить? Что за свои двадцать девять лет я впервые три часа подряд молилась в церкви? В общем, я промолчала. И вместе с сестрами отправилась завтракать.
В трапезной запрещено разговаривать. Одна из сестер во время еды читает "Жития святых". На столе картошка, чай с сахаром, хлеб. Одним словом, Рождественский пост.
Чудесное сено
СРАЗУ после завтрака становится известно, что приехала машина с кирпичом. "Слава тебе, Господи!" - перекрестившись, игуменья отправляется руководить разгрузкой. К работе привлекли двенадцать сестер, которые управились с грузовиком за час. Кирпич понадобился для реставрации фундамента храма и укрепления несущих колонн.
Строительный опыт настоятельница приобрела здесь, в монастыре. Когда в 1993 году вместе с другими насельницами она приехала в село Троица восстанавливать обитель, основанную еще в 1360 г. преподобным Пахомием, учеником преподобного Сергия Радонежского, то застала буквально пепелище. Жить было негде. У храма не оказалось ни сводов, ни части стен. Деревянный дом, где теперь живут сестры, построили с нуля. Завели огород, организовали ферму, чтобы обеспечивать себя продуктами. "Конечно, все это стало возможным только с Божьей помощью. Создатель в самом начале явил нам чудо", - сказала матушка и поведала мне удивительную историю. "Корову-то мы завели, а сена на зиму у нас не было. Однажды в воскресенье я вышла за ворота храма, а там - целый стог. Мы подумали, что кто-то потерял. А к вечеру пришел мужчина и сказал, что сено - его. Оказалось, что он вез его с луга к себе домой, а во дворе обнаружил, что кузов пустой. Пошел искать пропажу и встретился с соседом, который за ним следом на мотоцикле ехал. Тот и рассказал, что видел, как рядом с храмом веревки развязались, сено само собой приподнялось, и потом как чьей-то невидимой рукой аккуратненько было перенесено к воротам монастыря. Так он нам его и подарил".
Под впечатлением от услышанного я шагала на другой конец села, где находится ферма. Там меня встретила девушка поразительной красоты, с нежным румянцем и голубыми глазами. Мать Филарета, двадцать девять лет. В монастыре с самого начала. Несколько лет была послушницей, потом инокиней, постриг приняла в 2003 году. Мать Филарета на ферме за старшую. Помимо восьми коров здесь 20 кур и несколько овец. Сразу за фермой поле, где монахини выращивают овощи. Раньше все полевые работы велись вручную. В этом году купили трактор. Одна из сестер уже учится водить, чтобы весной вспахать поле.
Странник
ВОЗВРАЩАЯСЬ в монастырь, застаю во дворе храма мужчину лет пятидесяти с дорожным мешком за плечами. "Я - странник, - вступает в разговор незнакомец. - Вот продукты кончились, так заглянул по дороге к сестричкам." - "А разве еще бывают странники?" - "Бывают. Я Господу обет дал - 18 лет во славу его странствовать. Уже тринадцать лет отходил". Возвращается монахиня и несет в пакете вареную вермишель, несколько соленых огурцов, полбуханки черного хлеба и пол-литровую банку с постными щами. "Ой, спасибо". Мужчина прячет провизию в мешке. Перед тем как попрощаться со мной, он долго шарит в кармане полушубка и наконец достает конфетку. "На вот, и да хранит тебя Бог".
Шесть лет назад в обители организовали православный приют для девочек. Дети живут в 300 метрах от монастыря в двухэтажном кирпичном доме, построенном на деньги попечителей. В прошедшем году сестры свозили подопечных в Москву на экскурсию. Так потом девочки все как одна в сочинении на тему "Поездка в Москву" написали, что самым ярким впечатлением было мороженое, которое им купили на Красной площади. "Да они это мороженое у нас едят чаще, чем иные дети с родителями. А вот, видимо, в Москве оно им каким-то особенным показалось", - говорит настоятельница.
Сейчас, в предрождественские дни, сестры готовят для детей подарки, которые те найдут под елкой 7 января. Еще они репетируют праздничное представление. Маленькие сестры не на шутку волнуются - на торжество приглашены дети из поселка. Но в одном девочки четко уверены - если помолиться, все будет хорошо.
...Я уезжала из монастыря поздним вечером. Настоятельница благословила и подарила книгу "Непознанный мир веры". С поезда в Москве сошла в шесть утра. Сразу "нырнула" в метро. Сидя в вагоне, подумала: "А сестры сейчас исполняют Правило". Спрятала руки в карманы и нащупала там карамельку странника. Это оказалась "Барбариска". Мои любимые.