С ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОМ и министром финансов Алексеем КУДРИНЫМ мы встретились на совместной сессии Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Он приехал туда обсудить важнейшие для России вопросы и неожиданно для себя был признан по опросу журнала "Эмерджинг Маркетс" лучшим "Министром финансов Европы" за 2003 г.
- НАШИ поздравления, Алексей Леонидович.
- Спасибо. Я диплом в кабинете повешу на видное место. Ко мне депутаты часто ходят, критикуют, что не все деньги даем сразу потратить.
- Иностранная пресса написала, что основные качества, которыми должен обладать "Министр года", - это умение продавать себя и свою страну. Вас за это наградили таким званием?
- Ну насчет "продавать" - это они так на Западе выражаются. У нас говорят: "Уметь показать товар лицом". А товар - это российская экономика. Покупатель - инвестор, который решает, вкладывать ли свои кровные в наше предприятие.
- А когда легче работать министру финансов: когда профицит, как сейчас, или когда денег не хватает?
- Труднее работать с профицитом. Сложнее объяснить, почему иногда нужно не все деньги тратить. Кстати, эта проблема типична для министров всех стран с большими доходами от экспорта нефти. Все мои коллеги жалуются, что парламентам это объяснить практически невозможно.
Опять нефть!
- ДЕЙСТВИТЕЛЬНО трудно. Ведь люди совершенно справедливо считают, что, если у государства появились лишние деньги, их можно было бы пустить на повышение зарплаты, пенсий, увеличение детских пособий и т. д.
- У любой зарплаты или социальных выплат есть два обязательных качества. Первое - это их размер, который не должен уменьшиться. Второе - стабильность получения. Я напомню, что в 1998 г. цены на нефть опускались до 9 долл. за баррель, а сегодня они стабильно выше 25 долл. Закладывать нефтяные доходы в бюджетные выплаты можно только по средней цене на нефть. Иначе в одном году у нас будет густо, а в другом - пусто. Нельзя же сначала повысить пенсии и зарплату, а потом, когда цены упадут, сказать: "Извините, денег нет". Кроме того, все, что нефтяные компании получают сегодня от сверхвысоких цен, фактически является "даром божьим". Это в прямом смысле незаработанные деньги. Вся эта валюта выплескивается в экономику, и, если ее частично не убрать (как мы этого хотим) в стабилизационный фонд, это приводит к инфляции, то есть к налогу на всех, который особенно сильно ударяет по малоимущим.
- Да что же у нас какая-то проклятая страна! Нет денег - плохо. Есть - опять толку никакого. Когда же россияне будут жить нормально?
- Такая проблема не только у нас. Вот взять Объединенные Арабские Эмираты - они тоже не тратят деньги, полученные от высоких цен на нефть. К тому же поскольку у них нефтяные компании государственные, то значительная часть их прибыли, как и налоги, остается в бюджете, а затем стерилизуется, то есть не запускается в экономику. Поэтому таких проблем меньше. То же самое происходит и в Саудовской Аравии, в Омане.
Кроме того, во всех странах со сверхдоходами нефтяные компании платят больший налог, чем в нашей стране. Надо бы и нам подравняться со всеми.
- Алексей Леонидович, можно ли верить обещаниям правительства? Вот недавно МВФ опубликовал отчет, в котором дает прогноз инфляции в России к концу года 14,4%. А кабинет министров с пеной у рта доказывал, что будет не больше 12%.
- Вот прогноз МВФ экономического роста в России. Сначала он давал 4%, месяц спустя - 5,9%, а через две недели - 6%. Так что МВФ тоже уточняет свои позиции.
Я лично рассчитываю, что мы удержимся на 12%. В августе инфляция была отрицательной, сентябрь будет показательным месяцем. Тогда и можно будет делать более точные прогнозы.
- Кстати, об экономическом росте. Иностранные эксперты попрекают Россию, что при ценах на нефть 22 долл. за баррель можно было бы иметь меньшую инфляцию и более высокий профицит...
- Это возможно только при более активной стерилизации сверхдохода от высоких нефтяных цен, сдерживании роста расходов. Важно слово Госдумы. Мы и так каждый год при прохождении бюджета с трудом защищаем более жесткие макроэкономические параметры.
- Давайте вернемся к бюджету. Если посмотреть на его структуру, то видно, что все статьи остались без особых изменений. Только в четыре раза увеличилась строка расходов на госслужащих, и по-прежнему главная статья расходов - национальная оборона. Причем год от года она увеличивается. Почему именно такие приоритеты? Зачем нам такая реформа армии, если денег требуется все больше и больше?
- По порядку. В отношении расходов на госслужащих. Во-первых, со следующего года их зарплата увеличивается на 11%. Это ниже, чем у бюджетников, но тоже заметный рост. Во-вторых, мы перевели часть таможенной службы и налоговой полиции в разряд государственных служащих: как мы выражаемся, "распогонили" их. Так что из одной статьи расходы просто перешли в другую. В-третьих, в конце года - выборы нового парламента, и в проекте бюджета запланированы кое-какие расходы на обустройство новых депутатов...
Теперь об армии. Да, денег на реформу армии нужно очень много. Почему? Все, на чем мы летаем, плаваем, все оружие, оснащение и т. д. осталось еще с советских времен. К периоду, когда в стране возобновился экономический рост, наша армия уже пришла в бедственное положение. Сейчас мы собираемся это исправлять. И все понимают - пришло время заменить материально-техническую базу Российской армии. Необходимо увеличивать оборонный заказ. Нам нужно создавать оружие нового поколения, чтобы не отстать от всего мира.
Еще один фактор - если мы решили сократить срок службы до одного года с 2008 г., придется замещать "срочников" на "контрактников". "Срочник" почти ничего не получал, а у "контрактника" теперь зарплата на уровне младшего офицера.
В России нет менеджеров?
- ХОДЯТ слухи, что у России со Всемирным банком появились определенные разногласия. Якобы Россия отказывается занимать деньги, а Всемирный банк на это сильно обижается.
- Я бы хотел пресечь тот ажиотаж, который возник в последнее время при обсуждении наших взаимоотношений. Вот факты: несколько лет объемы заимствований составляли от 300 до 400 млн. долл. в год. На период до 2010 г. утверждены цифры от 400 до 600 млн. долл. в год.
Другое дело, что Россия решила за исключением тех проектов, что уже подписаны, пока новые не готовить. И после 2010 г. намерена существенно ужесточить отбор новых предложений. Ведь, когда мы увеличиваем заимствования, расходы федерального бюджета тоже автоматически увеличиваются. А зачем нам это? У нас есть свои свободные ресурсы. Поэтому в будущем, привлекая опыт Мирового банка, российская сторона сама будет финансировать часть проектов, до 60-80%.
- А зачем занимать миллионы долларов до 2010 г.? Так ли это необходимо? Ведь вы сами говорили: в бюджете - профицит.
- От услуг Всемирного банка пока отказываться нецелесообразно. На что Россия берет кредиты? Я могу перечислить: 380 млн. долл. - на реформу образования, 160 млн. долл. - на реконструкцию Санкт-Петербурга, 140 млн. долл. - на информационное обеспечение таможенных органов, 125 млн. долл. - на реконструкцию центра Казани. Это очень важные проекты, и без опыта специалистов Мирового банка нашей стране не обойтись.
- Алексей Леонидович, неужто в России нет специалистов, которые могли бы осуществить ту же реконструкцию центра Казани? Ведь, чтобы только оплатить услуги иностранных экспертов, надо 15% от суммы проекта... Это 18 миллионов долларов!
- В России сегодня острая нехватка специалистов, которые могут правильно оценить и точно просчитать потребности, направление расходов. Нам катастрофически не хватает менеджеров с самым современным опытом структурных реформ. Реконструировать центр Санкт-Петербурга, конечно, могут и российские строители, а вот как это сделать наиболее эффективно, с максимальной отдачей от каждого рубля, тут от чужого опыта отказываться не стоит.
- В последнее время всех волновал вопрос: вернет ли нам долги Ирак?
- Мы это обсуждали. И не только долг Ирака, но и Афганистана. США предложили полностью списать долг этим странам. Однако наша позиция - Россия может рассмотреть вероятность частичного списания долга, но не всего целиком.
Смотрите также:
- Алексей Кудрин: "Мы знаем, кто и зачем вывозит капитал" →
- Как мы будем жить в 1999 году? →
- ПРОГНОЗ. Цены вырастут в 5 раз →