НАВЕРНОЕ, сейчас нет таких родителей, которые бы не слышали о "методиках раннего развития детей". Детские журналы утыканы рекламой "кубиков Зайцева", "карточек Домана", "вальдорфских игрушек" и прочих чудо-приспособлений, с помощью которых ваш младенец "гарантированно научится читать раньше, чем проситься на горшок". Стоит весь этот развивающий арсенал очень дорого: "кубики Зайцева" и "карточки Домана" в среднем по тысяче (!) рублей, книжки типа "Раннее развитие ребенка от утробы до года" тянут на 300-400 рублей за экземпляр (на эти деньги можно купить большую пачку памперсов)...
Я держалась почти год, пока не наткнулась на следующее объявление: "Специалист по раннему развитию протестирует вашего ребенка начиная с трех месяцев на дому и подберет соответствующую методику". С трех месяцев! Значит, мой младенец ходит неразвитым уже столько времени! Позвонила, вызвала "развивателя", помыла ребенку шею и стала ждать...
"Буквы вредны!"
ХОТЯ мы и заплатили 300 рублей за "творческий осмотр", специалист к нам пришел хмурый, как бесплатный районный врач. Недовольство начал выражать прямо с порога, увидев наклеенные на дверь самодельные картинки с животными и нехитрыми надписями типа "собака, гав-гав". "Это что еще? Снять немедленно! У ребенка закрепится стойкий стереотип. Он будет собаку ассоциировать с вашим сомнительным художеством и на улице спаниеля не идентифицирует". Второй стресс подстерегал "развивателя" на кухне, у нас там на холодильнике налеплены магнитные буквы, ребенок любит их хватать, грызть и даже пытается называть. Оказалось, только "темные" родители учат малышей чтению по буквам, все просвещенное человечество уже давно перешло на слоги, которые детям запоминать гораздо легче. Третий стресс ждал уже нас: как выяснилось, в год и два месяца вовремя развиваемый ребенок уже должен говорить простыми фразами, собирать головоломки и "ассоциировать до 100 предметов быта и обихода", а наш только ключи жует и рюмки из бара таскает!
Дальше началось страшное. Специалист-надомник достал из спортивной сумки пирамидку, кубики и несколько маловразумительных игрушечных зверьков и принялся приставать к ребенку со словами: "Ну-ка, соберем пирамидку!" и "Ну-ка, где тут у нас мишка, а?" И если с кубиками-пирамидками ребенок лихо справился, то при приближении грязно-бурых игрушек заревел и сбежал в детскую. Дяденька удовлетворенно улыбнулся: "Ребенок у вас очень способный, вон глаза какие умные, но неорганизованный. Не развивать его - преступно, просто придется приобрести несколько методик. В вашем случае трудно рекомендовать что-то одно". Как только за ним захлопнулась дверь, зареванный ребенок тихо вынес из детской мишку, только своего, большого и красивого...
Полушарие в опасности
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, о чем говорят бабушки вокруг песочниц? "Витенька уже арабский алфавит выучил", "Машенька много капризничает, но уже до тысячи считает". Кто раньше, кто быстрее, кто способнее? Престижно и современно дрессировать ребенка с пеленок с помощью цифр и букв, лучше - иностранных. Именно дрессировать - потому что "чтение" до трех лет осознанным быть не может. Конечно, кому из родителей не хочется похвастаться трехлетним малышом, читающим и считающим, как первоклассник?
Детские психологи предупреждают: чересчур раннее обучение счету и письму может сильно навредить хрупкому детскому мозгу. Левое полушарие, как известно, отвечает у человека за логику и интеллект, правое - за воображение, интуицию и образное мышление. Активно нагружая цифрами и буквами левое полушарие, вы тем самым тормозите развитие правого, очень важного для ребенка! Не развив в должной степени в себе фантазерства и сочинительства, он никогда не сможет творить. Будет прекрасно считать и писать, но ничего нового ни в одной области изобрести не сможет!
Еще один подводный камень излишне раннего умственного развития - отставание в развитии социальном. Ребенок, с пеленок загруженный складыванием букв и сортировкой карточек, меньше общается со сверстниками. За каждый "развивательный подвиг" родители им восторгаются, но потом в школе детям-вундеркиндам трудно адаптироваться: тут учителя не целуют за успехи в чтении, да и друзей одной способностью складывать в уме трехзначные числа не завоюешь. Что же делать? Забыть о собственных амбициях и задуматься о том, что интересно и полезно прежде всего РЕБЕНКУ.
Во-первых, сочетать обучение с игрой. Учиться читать, писать и считать не по таблицам, а вместе с плюшевым бегемотом. Собирать не просто головоломку "Домик", а сочинять, что именно в нем поросята спрячутся от злого волка, - детям это ужасно нравится. Не только выкладывать по любой из методик слово "заяц", а сразу обсуждать - какой именно? Шоколадный, троллейбусный или дикий вариант кролика? Во-вторых, создавать маленькому ребенку максимум возможностей для творчества. Разрешать играть с глиной и водой, хотя они и грязные. Рисовать руками. В-третьих, заниматься по возможности в детском коллективе - вместе буквы учить веселей. Кроме того, если вы мечтаете об успешной карьере для своего ребенка (а ведь наверняка мечтаете!), задумайтесь вот о чем. Помимо собственно интеллекта для социальной успешности очень важны... нужные связи. А приобретать их малыш научится, не сортируя карточки, а лепя в песочнице куличики с соседскими Машами-Петями. Как видите, очень даже развивающее занятие...
Смотрите также:
- Каждому овощу свое время (21.02.2003) →
- РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТЯХ (18.02.1992) →
- Что нельзя говорить школьнику →