НЕСМОТРЯ на выборы и смену правительства, автогражданка в России официально действует уже несколько месяцев. Но, похоже, она так и не решила проблем наших автолюбителей. Как ни странно, вместе с ними пострадали и... сотрудники ГИБДД. Но российские дороги - это не только конфликты обладателей страховых полисов. Это и беспредельная езда водителей, и произвол гаишников, и многие другие проблемы. О них рассказал в беседе с главным редактором "АиФ" Николаем ЗЯТЬКОВЫМ начальник ГУ ГИБДД МВД РФ генерал-майор Виктор КИРЬЯНОВ.
- СЕГОДНЯ пробок на дорогах стало еще больше: водители, поскольку они оплатили полис автогражданки, даже из-за разбитого подфарника или примятого крыла стоят на дороге, ждут сотрудника ГАИ по несколько часов...
- Вы правы, с введением ОСАГО ситуация на дорогах значительно ухудшилась. Если в прошлом году только в Москве в сутки фиксировалось 593 мелкие аварии, то в последнюю неделю января среднесуточное количество мелких аварий составило 886, что в полтора раза больше, чем до вступления в силу указанного закона. И вся нагрузка по их оформлению легла на плечи ГИБДД, причем, как видите, в весьма значительных масштабах.
Подобную ситуацию надо срочно менять. В этой связи необходимо внести изменения и дополнения в ряд нормативных актов. В закон об ОСАГО - положение о предоставлении в определенных случаях права страховщикам самим определять степень вины в ДТП для последующих страховых выплат. В Правила дорожного движения - право водителей, если в результате ДТП нет пострадавших, без сотрудника ГИБДД фиксировать случившееся в бланке извещения о происшествии, выданном страховщиком. А в Правила обязательного страхования автогражданки - сокращение перечня предоставляемых потерпевшими в страховые компании документов, которые являются основанием для выплат.
- И когда же эти изменения появятся в законах?
- Соответствующие предложения обсуждаются в Госдуме. Думаю, к концу года будут результаты. Подождем.
- А что делать сейчас водителям в регионах, где на десятки километров нет ни одного сотрудника ДПС, не говоря уж о страховщиках?
- Если речь идет опять же о мелких ДТП, то действовать следует согласно пункту 2.6 ПДД, который гласит: "Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия".
По хамам - рублем!
- ВИКТОР Николаевич, с недавних пор ведутся разговоры об увеличении размеров штрафов. Но ведь надо иметь в виду, что автолюбитель у нас небогатый. И для него штраф в 100 долларов будет ощутимым наказанием. А для какого-нибудь отморозка, который постоянно нарушает правила, эта сумма - копейки. Не выйдет ли так, что на бедных штрафы лягут тяжким бременем, а нарушений ощутимо меньше не станет?
- В прошлом году на дорогах России в дорожно-транспортных происшествиях погибли почти 36 тысяч человек и 244 тысячи получили ранения. Свыше трех четвертей (77,6%) всех ДТП было совершено из-за нарушений Правил дорожного движения водителями, стало быть, именно по причине "человеческого фактора"! Агрессивность, вседозволенность, сознательное нарушение правил, откровенное хамство за рулем - это водительский почерк многих сегодняшних автолюбителей.
Недавно я встречался с делегацией дорожной полиции Республики Сербия. Они также ужесточили меры к нарушителям ПДД. Например, за управление транспортом в нетрезвом виде там предусмотрены штраф в размере 150 евро и лишение водительских прав от 3 месяцев до одного года. Кроме этого, есть и балльная система за неоднократное нарушение правил. В результате такой политики, проводимой на государственном уровне, в 2002 году аварийность была снижена на 20%, а количество пострадавших в ДТП уменьшилось на 30%. Нарушитель должен знать о неотвратимости наказания! И экономический рычаг здесь должен быть. И еще есть огромное желание снова возвратиться к талонам предупреждений, когда после третьей отметки изымались права. Водители, кстати, в их бытность относились к этим талонам серьезно.
Разумеется, не следует думать, что штрафы - это панацея от всех бед на дорогах. Сегодня ситуация диктует необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы. Следует максимально использовать научные разработки в области организации дорожного движения, строить новые качественные дороги, развязки, путепроводы... А то, например, в Москве съезды с только что выстроенного Третьего транспортного кольца строителями были не продуманы (на нашем языке они называются "бутылочкой") - из шести рядов машины съезжают в два. И, поставь здесь хоть на каждом метре нашего сотрудника, пробки не избежать. Но по привычке народ скажет: "Опять гаишник виноват". Переломить же ситуацию должны все мы вместе, сообща. И здесь нужна прежде всего законодательная поддержка. А закон порой чересчур либерален.
Сбил пешехода - можно уехать?
- КСТАТИ, о законах... Из Уголовного кодекса убрали ответственность за оставление места ДТП, за нанесение повреждений средней тяжести пострадавшему в аварии. Уже есть негативные последствия этих изменений?
- До принятия этих поправок любое нарушение правил, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, каралось строго, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет. По статистике, это наиболее распространенные виды ДТП с пострадавшими. То есть образовался законодательный вакуум, ибо легкие телесные повреждения предусматривают административное наказание в виде штрафа в 5-8 МРОТ (500-800 рублей) или лишение прав на 3-6 месяцев. О вреде здоровью средней тяжести законодатель "забыл". В результате виновник такой аварии может отделаться лишь штрафом за собственно нарушение правил, допустим, 100 рублей за проезд на красный сигнал светофора.
Та же ситуация и с 265-й статьей УК: ответственность за оставление места ДТП. А между тем за прошлый год на 11% увеличилось количество ДТП, с мест которых водители скрылись. Это почти 14,5 тысячи дорожных происшествий, в которых погибли 2700 человек и ранены более 12 700. А ответственность - всего 1000-1500 рублей!
- И, наверное, не всегда деньги были заплачены. У многих знакомых, людей в общем-то законопослушных, в бардачке найдется хоть один неуплаченный штраф - просто забыли зайти в сберкассу.
- Теперь не забудут. С 16 декабря прошлого года начали действовать новые правила уплаты штрафа. По ним на сам платеж отводится 30 суток, еще 30 суток - на то, чтобы выслать квитанцию в отделение ГИБДД (его координаты указаны в протоколе о нарушении). По истечении этого времени размер штрафа удваивается. И неплательщик может быть арестован на 15 суток.
- Все меры, предпринимаемые и законодателями, и городскими властями, и теми же сотрудниками ГИБДД, направлены, мягко говоря, против водителя - это и налоги, и обязательная автогражданка, те же штрафы. Хотя езда по дорогам - это сплошные игры на выживание: пробки, ямы и колдобины, сплошные ограничения. Кто-то ведь должен подумать об этом?
- Действительно, в процесс обеспечения безопасности на дорогах должны быть включены все заинтересованные министерства и ведомства, органы исполнительной власти, законодатели, широкие слои общественности. Во всем мире придерживаются простой истины: прежде чем создавать жилую инфраструктуру, нужно спланировать все ее коммуникации, и дорожные в первую очередь. А то получается, что руководство городов заинтересовано в жилищном строительстве - это ведь огромные и в общем-то быстрые деньги. А дороги прибыли не принесут. Но это только так кажется. Ведь если бы экономисты подсчитали, какой огромный ущерб приносят нам ДТП, все стало бы ясно. Надеюсь, ситуация будет меняться.
Кстати
В ГИБДД полагают, что ныне действующие штрафы в 100-200 рублей не являются серьезным наказанием для нарушителей. Соответствующие поправки к Административному кодексу будут внесены в Госдуму в апреле. Если они будут приняты депутатами, то наказания для водителей станут более серьезными:
- за управление автомобилем в нетрезвом виде нарушителю придется выложить от 6000 до 12 000 рублей,
- за превышение скорости на 40-60 км/ч штраф составит 1300 - 1800 рублей.
Сотрудники ДПС Москвы и области занимаются поиском автомобилей, принадлежащих депутатам Госдумы прошлого созыва. По закону, каждый народный избранник имеет право получить спецномер с флажком и установить его на свой или служебный автомобиль. По истечении срока полномочий номер сдается в ГИБДД. Машины, "означенные" триколором, часто ездят без правил. Инспектор ДПС, остановив такую машину, не имеет права на месте применять к нарушителю административные меры. Просто составляется рапорт и отправляется в Думу. На "черном" рынке такой номер стоит порядка 15-20 тысяч долларов. Среди не вернувших его значились Асламбек Аслаханов, Владимир Брынцалов, Станислав Говорухин, Егор Лигачев, Василий Шандыбин и Александр Шохин, а также еще 48 бывших депутатов.